7 июня 1927 г. на варшавском вокзале был застрелен полпред СССР в Польше П.Л. Войков.
Заметка Елены Чудиновой из газеты "Наша Страна" (№ 2934):
"Июньским днем 1927 года, полпред СССР в Варшаве Петр Лазаревич Войков (уж назовём его так), плотно закусив в вокзальном буфете, направился по платформе к поезду. Но войти в салон-вагон ему не довелось.
Навстречу полпреду шел 19-летний мальчик в аккуратно отглаженном поношенном костюме. Его звали Борис Коверда. Сын сельского учителя, Борис совсем маленьким ребенком был свидетелем лютых картин красного террора. Он видел убийство своего двоюродного брата, он видел зверскую расправу над другом семьи - священником Лебедевым. (Товарищи очень любили устраивать духовным лицам «ледяное крещение».) Другое дитя могло чегото не понять и забыть. Борис Коверда понял и запомнил все.
«За Россию!» - воскликнул он, поднимая револьвер. Имена Войкова и Коверды связаны в истории навек, как имена Марата и Шарлотты Корде. Нет ничего более логичного, чем подобная замена. Так и слышу здесь негодующее: как, прославлять одного убийцу вместо другого?! Нет, любезные мои, Борис Коверда не убийца. По целому ряду причин.
Во-первых, это не было нападением на безоружного. Войков, убегая, отстреливался. Его проблема, что ручонки от страха тряслись: ни одна из выпущенных пуль не попала в юношу.
Во-вторых, что важнее, Коверда не выводил себя своим поступком за пределы правового поля страны, в которой жил. Он не предпринял попыток скрыться. Он добровольно сдался в руки представителей власти. (СССР сильно давил на Польшу, речь на суде заходила и о смертной казни.) На суде Борис Коверда выразил сожаление о том, что причинил Польше беспокойства.
В-третьих, что самое важное, выражая готовность подчиниться законам Польши, Борис Коверда выступал против беззакония, возведенного в принцип СССР. У тех, кто сделал убийство без суда нормой жизни, не должно и не может быть представителей в живущих по закону странах. Тот, кто привык безнаказанно убивать по собственному хотению, не должен удивляться, если его самого пристрелят как бешеную собаку.
Польша не последовала примеру Швейцарии, не только оправдавшей Мориса Конради (казнившего Вацлава Воровского), но и оборотившей суд над ним в суд над большевизмом. Борис Коверда был приговорен к пятнадцати годам каторжных работ. Спустя десять лет был амнистирован. Прожил долгую и достойную жизнь. Хотя имя его сделалось в среде белой эмиграции символом справедливого возмездия, хотя о нем слагали стихи (строчкой одного стихотворения я и озаглавила эту статью), его отличала редкая скромность.
Станция, ныне называющаяся «Войковской», некрасива. Обычная хрущевская сороконожка. Но ведь ее можно отделать заново. А еще - поставить на ней памятник Борису Коверде. Таким, как запечатлели его фотографы в дни суда. Непослушные волосы, смущенная мальчишеская улыбка, аккуратный галстук-бабочка.
И начертать на постаменте слова преподобного Феодосия Печерского:
«Живите мирно со своими врагами, но не с врагами Божиими».
Не знаю, удалось ли мне кого-нибудь убедить проголосовать за название «Ковердинская». Просить о том не прошу. Прошу об ином. Не пожалеем двух минут своего времени! Вернем себе Николаевский вокзал. И освободим метро от Войкова. Любое достойное название станции будет хорошо. И немало достойных названий люди уже предложили. Любое из них подойдет. Но все же…"
Вскоре после происшествия откликнулась на него в Китае русская поэтесса Марианна Колосова:
С Дальнего Востока - в Варшаву
Солнцу - привет из тьмы!
Герою, воспетому славой
В стенах варшавской тюрьмы.
Золотыми буквами имя
На пергаменте славных дел!
И Двуглавый Орёл над ними
В высоту голубую взлетел!
Зашептались зелёные дали...
Зазвенела русская ширь...
Ты - литой из блестящей стали
Из старых былин богатырь!
И закорчился змей стоглавый,
Видно, пуля страшней, чем слова?
И под стены старой Варшавы
Покатилась одна голова...
Нам ещё отрубить осталось
Девяноста девять голов...
Но нам ли страх и усталость?
На подвиг каждый готов!
И огнями горят золотыми
Путеводная наша звезда -
Дорогое, любимое имя:
"Русский рыцарь Борис КОВЕРДА!"
Фотографии по теме от
kosmaindikoplov