В 18-19 веке жил один тучный господин британского подданства. С ранних лет проявлял он любовь к живописи и к выразительности внешнего мира. Игра солнечных лучей, расцвечивающих морские туманы, очаровывала его. Он приходил в экстатический трепет от вида свежей утопленницы и исходил слезами от бесконечной красоты бесчисленных закатов и рассветов. В погоне за картинным сюжетом он привязывался к топу мачты в шторм и колесил по цветастым местам Средиземноморья. Природа околдовывала его так, что тайные рецепторы восприятия лихорадили тело и он плакал, плакал и плакал, глядя на картину
«Отплытие царицы Савской» Клода Лоррена. Он плакал потому что знал, что ему никогда не создать нечто столь же прекрасное. Этого человека звали Уильям Тёрнер и он был выдающимся художником, умевшим из красок творить настроение и «застывшую музыку».
Талантливый британец Майк Ли посвятил свои труды созданию кинокартины, затрагивающей последние двадцать лет жизни живописца. Образ гения кисти воплотил без скромности блестящий актер Тимоти Сполл. Вы разумеется хоть раз да видели этого тучно-выразительного лицедея, словно ожившего из вселенной Оливера Твиста.
Если вы любите актерскую игру и влечетесь желанием разузнать побольше о заметных людях искусства, то найдете бесспорное удовольствие в этой спокойной ленте. Картина столь насыщена цветом и стилистикой времени, что зритель буквально вязнет в просмотре, погружаясь в этот милый романтичный 19-ый век. Это было время когда наука бурно развивалась, когда наследие Иссака Ньютона во всю будоражило умы, когда даггеротипы пугали простолюдинов, когда первые паровые двигатели возвещали своим ревом о завораживающем грядущем.
Уильям Тёрнер жил ощущениями красоты. Как наркоман он не мог успокоиться, пока не перенесет её всю на холст. Именно это я увидел благодаря Тимоти Споллу и Майку Ли. Хотя сам Тернер в фильме называет себя гаргульей внутри он был полон гармонии и небесного полета. Этот контраст внешности человека- Тёрнера - с его чарующими работами добавляет магической соли в кинофильм. Мне лично художник Тернер показался глубоко симпатичным и обаятельным человеком. Его непосредственность, соседствующая с непознанной глубиной дара видеть прекрасное в привычном, как-то подкупает.
Любители патетического кино несомненно найдут здесь свое удовольствие. Там есть очень памятный эпизод, когда один богач и поклонник Тернера предлагает ему купить все его картины за огромные по тем временам деньги:
- Я хочу купить их все разом!
- Сэр, с сожалением и даже горечью я вынужден ответить вам отказом.
- Почему?
- Они завещены.
- Кому?
- Британии, сэр.
- И сколько вам заплатит Британия?
- Нисколько…. Я хочу, чтобы все мои картины были выставлены для публики. Бесплатно.
Свой лучший шедевр - картину «Дидона: основательница Карфагена» - Тёрнер велел повесить рядом с картиной своего кумира и учителя.
"Отплытие царицы Савской" Клод Лоррен, 1648 г.
"Дидона" основательница Карфагена" Уильям Тёрнер, 1815 г.