Посвященный

Sep 19, 2014 13:18

Утопическая драма по книжке писательницы Лоис Лоури.
Мы попадаем в заоблачный мир искусственно созданного общества. Люди живут в коммунах внутри большой коммуны. Мир ограничен условной границей, за которой собственно продолжается другой мир, но туда никто не идет, потому что всех запугивают и всячески гипнотизируют. Люди в коммунах ездят на футуристических велосипедах с ополовиненной вилкой и в остальном ведут себя как полные дебилы. Ну, то есть улыбаются друг другу, просят извинения по всякому поводу и с радостью принимают эти извинения от кого-то другого. С возрастом детей-подростков сортируют по способностям. Любительниц душистых ароматов свежевыстиранного белья отправляют в прачки, задротов определяют в механикусов, всяких нестабильных удаляют ( прямо как в моей Коре Ипсвич), а избранных готовят для принятия воспоминаний. Наш герой конечно избранный. И вот он идет домой к Джеффу Бриджесу и получает от него охапку воспоминаний о том, что есть война, что люди не такие дебилы, как кажутся на первый взгляд, что они еще могут убивать слонов за их бивни и что «удаление» это на самом деле жуткое дело, а не командировка « в другое место».  Правда-матка рвет герою грудь. Он теперь не дебил и не может вынести общество дебилов.  Отныне он твердо намерен выкрасть свою телку и после дать дёру. Ну, и если получится, по пути раскрыть дебилам глаза на их дебильность.

Фильм в своем жанре сделан неплохо. Все-таки чувствуется что делал не школьник, а матерый Филлип Нойс, которого в солнечном детстве я помнится полюбил за «Слепую ярость». В картине задействованы мегазвезды: Джефф и Мерил. Ну и если вы счаитаете её звездой, то и Кэтрин Холмс. Вот дура, ушла от Тома Круза и теперь просто посредственная актриса, а была ведь жена самого Тома Круза. Кстати, мне раньше она нравилась как актриса. Когда еще снималась в «Бухте Доусона». В возрасте подростка она были милой и очень красивой, но в тридцатнике как-то окостененла что ли. Да и таланта у неё теперь хватает лишь на серые роли замухрышек. Ну ладно, к фильму. Сюжет не очень изящно повторяет миллионы других утопических сюжетов, но..
Но тут есть одну штука, которую очень трудно игнорировать будучи человеком разумным и понимая примерно, что такое эмоции ( по крайней мере для себя лично). Концепция автора книги заключена в том, что людям коммуны вливают какую-то химию, чтобы подавлять их эмоции. Опустим медицинские последствия таких вливаний и посмотрим на героев. В начальных кадрах видно, как друзья подростки весело катятся на велосипедах, один из них плещет остроумием, шутит, и все они вместе заливаются искренним смехом. Потом нам показывают детей, которые тоже смеются. Нам дают представление, что в коммуне царит Счастье. Осмелюсь утверждать, что счастье это одна из самых сильных эмоций человека. Затем нам показывают, как персонажи из коммуны хмурятся, боятся, сердятся. Значит эмоции у этих людей есть. Тогда совершенно непонятно, почему концепция книги (картины) представлена таким образом, что члены коммуны не могут испытывать более широкого спектра эмоций. Что им мешает ощутить красоту облаков и неба, травы и цветов,  насладиться прикосновением желанных губ, заплакать, когда кто-то уходит и больше не возвращается? Мешает им только воля автора.  Для фант. допущения можно конечно все списать на волшебную силу тех препаратов, которые они принимают, но.. Но эмоции зарождаются в лимбической системе, в определенных областях мозгах, где постоянно взаимодействуют миллиарды нейронов, которые образуют туеву кучу связей, объеденных в сложные сети. И эти сети постоянно усложняются. Эмоции это как раковая опухоль. Именно они делают возможным процесс познания и существования человека благородного ( цивилизованного). Если бы эмоции можно было регулировать, как громкость на проигрывателе, то вероятно это уже были бы не эмоции, а что-то другое. На самом деле, если понять до конца как образуются эмоции, то человек потеряет всякую тайну. Если процесс сводится к простой механике ( как пытаются убедить нас нейробиологи), то человек представляется не более, чем роботом.
Поэтому концепция о дискретности эмоций мне показалось очень натянутой. Да, можно человека сделать овощем с помощью химии, но тогда он не будет способен развиваться и быть мотивированным на счастливую жизнь, да и вообще на жизнь. Убирая эмоции, мы полностью подавляем все посылы к радости жизни. А в фильме подчеркивается, что члены коммуны испытывают довольно глубокие эмоции счастья. Они даже теряются в выражении этого счастья, поскольку их ограничивают в словарном запасе.  Следовательно, автор считает, что эмоции это такая дискретная штука, которую можно отделить друг от друга и одну часть химически аннигилировать, а другую оставить - пусть пользуются. Чушь, короче.
Ну и в финале автор ушел куда-то вообще в глубокое фэнтези из разряда « а потом он сломал иглу и кощей умер».  В этом главный недостаток картины. Фильмы-утопии должны иметь хорошую научную основу, быть максимально приближены именно к научной фантастике. Либо уж снимать чисто в жанре фэнтези, не пытаясь объяснить происходящее с помощью общепринятых истин.
Однако на интуитивном уровне фильм конечно проглатывается. Я лишь этим объясняю то, что проектом занялись и Филлип Нойс и Джефф Бриджес и Мерил Стрип. Люди в кино, они живут на эмоциях. Им насрать на каких-то критиков, которые ищут логические нестыковки.
Несмотря на мой скепсис по поводу логики фильма, я посмотрел его почти с удовольствием. Антураж, атмосфера, актерская игра и драматургия были поставлены на хорошем уровне. Кстати, это один из немногих случаев, когда видно, что фильм слишком укорочен. Там был очень богатый потенциал для раскрутки сюжета. И за большее время можно было попытаться более убедительно объяснить происходящее.
П.С. Молодой дуэт актеров порадовал. Девушка Одейя Раш была очень хороша.





утопия, Филлип Нойс, фантастика, экранизация, Одейя Раш, Мерил Стрип, 2014, Джефф Бриджес, драма, Посвященный

Previous post Next post
Up