Голгофа

Jun 26, 2014 20:05


Если бог тебя не поймет, то тогда уж никто не поймет.
Цитата из фильма
Символично-философская драма про веру, про бога и загадку человеческой души от талантливого ирландца Джона Майкла МакДона - родного брата не менее талантливого Мартина МакДона.
В живописной ирландской глуши, обрамленной величественными зелеными плоскогорьями, живет своей жизнью маленькая деревушка, где, как полагается, есть свой бар, своя больница и своя церковь с приходом. Под внешней неотесанностью местного населения скрываются кровожадные чудовища всех людских грехов. Казалось бы, нет большей радости для священника, чем служить в таком вот умиротворенном местечке, омываемом океаном и вечно продуваемом всеми ветрами. Одной природой можно жить, забывая про хлеб насущный. Но здесь неожиданно разыгрывается передний фронт битвы праведника и грешника. Нашему священнику господь заготовил великое испытание веры. Один из прихожан в будке исповеди отмерил священнику жить еще неделю, а после пообещал убить. Не потому что есть за что, а потому что убить праведника - это более резонансный поступок.

Фильм, вне всякого сомнения, украшение ирландского кинематографа и наверно одно из ярчайших кинособытий этого года.  Сюжеты про веру в бога достаточно тонкая тема, за которую браться рискуют лишь немногие кинематографисты. Однако сама по себе это тема, так или иначе проскакивает во многих фильмах. Даже в тарантиновском «Криминальном чтиве» мы видим, как вера в бога меняет одного из ведущих персонажей, а уж в продукции братьев Коэн этой темой пропитан буквально каждый фильм, только они это делают крайне деликатно.
С этим братом МакДона я пока знаком только по двум картинам и уже можно сказать стал его поклонником. Когда режиссер улавливает соль "крутого" кино это бросается в глаза в первые три минуты картины, а иногда даже в первые три секунды. МакДона оба такие режиссеры. Они оба, что называется, в теме крутого кино. Они знают, как сделать достаточно солено, и знают, как при этом не пересолить. Вероятно перед нами еще один потрясный братский кинематографический дуэт. Правда они пока что врозь работают, но чувствуется одно мировоззрение, да и почерки схожи.
К фильму «Голгофа» всюду ставится приставка «драма, комедия». Я не согласен. Это не комедия и даже не черная комедия. Это глубокий драматический фильм, рассказанный оригинальным киноязыком. Языком МакДона. Да, кое-где кажется, что он шуткуется, но это просто личный и национальный колорит. С тем же успехом можно было сказать, что Криминальное чтиво тоже драма-комедия. Однако Тарантино не снимает комедий. Он снимает глубокие драматические картины под своим кисло-сладким соусом.
Особо доставил целый взвод потрясающих актеров, которые в самом начале идут гуськом друг за другом, представляясь членами прихода. Я был немного шокирован ( в приятном смысле слова) неожиданной драматичной ролью Криса ОДауда, которого очень люблю, как комедийного актера, а теперь еще и как драматичного. Он был реально хорош. Он потрясающе сыграл психа с разболтанными жизненными ориентирами. Этот его безумный и страшный взгляд, который нельзя предсказать. Он меня напугал. Я не подозревал в Крисе этого скрытого потенциала.
Ну, Брендан Глисон хорош всегда. Он практически ирландский Сэм Л. Джексон. Его брутальное спокойствие и глубокая мудрость в глазах  здорово насыщают кадр, делая его густым и сочным, как гуакомоле.  Все-таки  учительское прошлое сделало свой громадный вклад в его актерскую сущность. Умные глаза бывают не у всех актеров.
Украсили картину две потрясающие красавицы: Келли Райлли и наша старая знакомая Мари-Жозе Кроз.
Бесподобный по содержанию персонаж Майло, сыгранный неизвестным мне Киллианом Скотом. Там у него всего-то пару сцен, но каких! Именно такие сцены раздирают на цитаты:

«- ..Поэтому хочешь убить себя?
 -   Да нет, просто скучно. То ли покончить с собой, то ли в армию пойти.»

Довольно ядреный персонаж доктора-кокаинщика. Его рассказ про мальчика жутковат, но для меня уже не нов.  Он, по сути, рассказывает о самом страшном, что может случиться с человеком. И в этом рассказе о мальчике, который ждет, когда включат свет, а его все не включают, запрятан глубокий смысл всей картины. Подумайте над этой байкой после титров. Не даром персонаж Глисона был так разозлен этим, казалось бы, левым трёпом.
Вообще говоря, после финала идут беззвучные титры, вероятно специально для того, чтобы открыть заслоны мыслям. И фильм действительно стимулирует мысль. Как бы вы позитивно настроены не были, если поймаете эту волну ирландской меланхолии, то думать вы будете вынуждены. Ну, если не думать, то чувствовать что-то важное точно.
В общем, такое вот крепкое философское кино, снятое своим пацаном. Хорошего всем просмотра. Браво ирландскому кино!



Келли Райлли играет дочь священника. Я понимаю, что нужно было подобрать под стать Глисону умную и красивую девушку. Келли вполне вошла в формат.



Циничный доктор. Воплощает в себе характер неунывающего ирландца, не чуждого доступных телок и кокса. Его устами прозвучит завуалированный центральный тезис фильма о сущности веры.



Реально страшный ОДауд. Я не шучу. Он открыл нам новые горизонты своего таланта.



Символичная сцена с горящей церковью



Майло любит бабочки в горошек и страдает от того, что не может знакомится с девушками. Актер Киллиан Скотт.



Да, и надо похвалить оператора Ларри Смита. Картинки в фильме шикарные. Как панорамно-пейзажные , так и портретные.

Добавить в друзья

Брендан Глисон, ирландское кино, философское кино, Джон Майкл МакДона, Келли Райлли, Крис ОДауд, 2014, Голгофа, драма, Мари-Жозе Кроз

Previous post Next post
Up