Одно из самых ярких детищ режиссера, сценариста и актера Билли Боб Торнтона.
Карл всю жизнь провел в психушке. Сел он туда лет в 12, сразу после того, как зарубил школьного сатира и хулигана, а заодно и свою матушку, которая по своим междуножным причинам трахалась с малолеткой. В возрасте перезрелого мужика перевоспитанного Карла отпускают на свободу ибо по закону срок содержания истек, а врачи сделали заключение о его социальной безобидности. Но поскольку в американском обществе не существует специальных программ адаптации, то выпнули Карла прямо на улицу, мол ищи теперь сам, где жить и работать. Бедолага забрал сверток своих книжек, где была библия и пошел тыкаться по дворам да переулкам, как выгнанный за ненадобностью пёс. Рука судьбы свела его с мальчонкой того же возраста, в каком Карл насытился кровью праведного гнева. Неполноценный Карл быстро нашел в пацане друга, предложив ему дотащить до дома неподъемные тюки с вещами. Адаптация его шла ровно и по-главно, как в романах Диккенса. Попадались ему на пути люди порядочные, а бывали и мерзоточные сволочи. Чуткий Карл моментально распознавал тех, кому светит «гадость» (ад) от тех, кто отличный парень. Как и люди, которые не умеют притворяться и лгать, а живут исключительно по заветам сердца и библии, Карл испытывал серьезные трудности ассимиляции. Чем это кончилось догадаться не трудно, но лучше посмотреть кино.
Фильмы про олигофренов достаточно опасная тема, поскольку все они спекулируют на самых передних эмоциях человека. Этим пользовались и пользуются все, кому ни лень. Ведь если олигофрен в главной роли, то с жалости и сострадания можно срубить неплохое бабло. У кого-то такие фильмы получаются более у кого-то менее хорошо. Билли Боб Торнтон вероятно испытывал жгучее желание воплотится в шкуру умственно неполноценного персонажа и его желание было настолько велико, что он не доверил свою мечту никому, а сам адаптировал сценарий, сам срежиссировал и сам солировал, как актер. И хотя сценарий отметили Оскаром, я больше всего впечатлился актерской игрой Торнтона. Перевоплощение просто ошеломительное. Я честно когда в первый раз (давно) начинал смотреть, то не узнал Билли Боба. Проделана огромная актерская работа над созданием персонажа. Его Карл естественен и лишен киношаблонов. Торнотон реально вдохнул в него много жизни, которая так искрит, что оставляет на своем пути кипящую пену эмоций. Справедливости ради надо заметить, что олигофрения Карла не такая уж запущенная. Его герой обладает чувством юмора, может планировать сложные действия, просчитывает в будущем последствия и самое главное обладает острым чувством справедливости. Так что это не совсем олигофрен, хотя и кажется таким. А еще Карл это какое-то воплощение доброты человеческой. Сценарий Торнтона удивил меня чистотой и отсутствием всякой пошлости. Как-то не ожидаешь этого от того образа негодяя, который шлейфом вьется за актером.
Не знаю, помогал ли ему в режиссуре и сценарии Джим Джармуш, который появляется в фильме в эпизодичной роли, но атмосферность Джармуша присутствует.
Весь фильм настроен на камертон доброты. Там практически все персонажи воплощают лучшие человеческие качества. Антагонисты здесь не изощрены, а больше условны и все их зло как бы на поверхности, чтобы показать, что оно неисправимо. Зло здесь не вливается в картину, а пытается в неё проникнуть волочась вдоль мощной пограничной рамы.
Особенно понравился финал. Он разящ, но какое-то время играет на нервах и заставляет сомневаться, хотя и кристально прост по структуре.
Добавить в друзья