На берегу ( Стэнли Крамер, 1959)

Mar 02, 2014 23:08

Предапокалиптическая драма, поставленная Стэнли Крамером по известному роману австралийского писателя.  Суть дела в том, что в мире случилась ядерная война и все вымерли, а Австралия сумела выжить. Не то что сумела - просто радиоактивное облако до этих краев пока не докатилось. По расчетам оставшимся счастливчикам осталось жить месяцев пять. Остаток времени бравые подводники бороздят земной шар вдоль и поперек, пытаясь найти более-менее пригодное место для укрытия. На фоне близящегося конца света герои кинодрамы корчатся в разных рефлексиях по поводу бездарно прожитых лет. Главный герой командир подводной лодки в исполнении Грегори Пека включил дурку и до сих пор считает, что его семья в америке до сих пор жива и ждет его с нетерпением. Если  не считать этого, то в остальном он ведет себя вполне адекватно. Хотя можно ли считать человека адекватным, когда он отказывается трахнуть Аву Гарднер, исключительно из боязни изменить жене, которая давно стала призраком? У героини Авы тараканов особо нет, но и она, чуя конец, слегка подвывает от вдруг навалившегося чувства одиночества. Вот ведь всю жизнь бухала, гуляла направо-налево, а мужика так и не нашла.  Кроме этих двоих в фильме, который явно претендует на сериальность, есть еще десяток похожих персонажей, которые озабочены мыслью, как бы получше удавиться до начала лучевой болезни.

Я зацепился этим фильмом отчасти сюжетом, но по большей части желанием полюбоваться Авой Гарднер. Фильм в целом был неплохо принят критиками и получил кучу номинаций на Золотой глобус. За других говорить не буду, но я смотрел с легкой скукой. Эстетское вело меня до финала, но киношный интерес упал почти полностью во второй половине. Я не хочу сказать, что фильм плохой, но я такое не очень люблю. Герои практически никак не меняются, действия в фильме минимум и зрителя ( да и читателя видимо) настраивают, что никакой надежды здесь не ищите. Вероятно Невил Шют ( автор романа) вкладывал в свое произведение упреждающе-моральный месседж всему человечеству: мол, смотрите, к чему может привести ядерная война!
Но мне, как зрителю, одного месседжа мало. Я хочу, чтобы мне давали надежду, чтобы было действие и чтобы герои как-то менялись. Здесь персонажи инертны, они полностью утопают в своей рефлексии и попросту говоря скулят о том, что жизнь черт возьми кончается и как же так то?  Но по идее автор ступил ( не знаю как в романе, правда, но в фильме точно ступил). Выжить после радиоактивной зимы ( и радиоактивного заражения) можно. Для этого достаточно зарыться поглубже под землю и переждать какое-то время. Ядерное оружие создали в 1945 году. А значит уже с того времени начали строить и специальные бомбоубежища. Шют написал роман в 1957 году. Он должен быть учитывать тот факт, что ядерная катастрофа не означает полное вымирание. Пусть и для небольшой горстки людей, но жизнь дальше должна продолжиться. Возможно именно это коробило меня и я не мог тупо просто отдаться всем этим кино чувствам и общему настроению безысходности. Я бы в этом фильме и с Авой замутил и сам спасся и её бы спас.
Другое дело, если на землю летит астероид размером с луну. Как скажем в «Меланхолии» фон Триера. Там да, там ясно уже точно, что жопа, сколько не копай убежище, все равно кабздец. Там вот я эту безысходность пронес через себя и получил от фильма лютый такой кайф. А здесь слабо. Хотя, если вы балдеете от двух гигантских голов Грегори Пека и Авы Гарднер, засасывающих друг друга через губы, то получите от этого фильма свое счастье.
В римейке Авы нет. Римейк точно не буду смотреть.



Ава Гарднер, 1959, Стэнли Крамер, На берегу, Грегори Пек

Previous post Next post
Up