Nov 15, 2007 00:13
На какой-то день рождения мне подарили Камю в мягкой обложки. «Посторонний». Там было ещё две то ли повести, то ли эссе. То ли…то ли…
Когда-то мне был интересен экзистенциализм. Думаю, это связано в первую очередь с тем, что познакомилась я сначала с Сёреном Кьеркегором и феноменологией Гуссерля. Кьеркегор на иллюстрациях удивительно прекрасен. Его судьба печальна, но эта светлая грусть. Гуссерль забавлял в первую очередь своей фамилией и принципом эпохе. Потом, конечно, я узнала о Хайдеггере, но все как-то по верхам. Зато помню с каким энтузиазмом, с какой страстью, крутя кистями, мы разгадывали отношения сартровского бытия и ничто. А ещё я помню, каково читать феноменологов- немцев/французов into English. И это был первый шажок от.
Если перевести экзистенциализм на психологические рельсы, то получатся якобы Ялом и Франкл, Бинсвангер и Ролло Мэй, Маслоу и разумеется Роджерс. Все, абсолютно все кроме несчастного узника концлагеря Франкла протягивали ко мне воображаемые ниточки в сознание. Яломом можно зачитываться. В захлеб. Заканчивать толстенного Лжеца на кушетке в пять утра с чувством неописуемого удовлетворения. Можно сделать над собой усилие и читать его учебник по психотерапии. Читать и теряться в догадках, учебник ли это или его очередной роман. С Маслоу и Роджерсом совсем легко. Просто легко. Это как таблица умножения во втором классе - обязательно и на всю жизнь. Про Бинсвангера и Ролло Мэя могу сказать, что они добрые. Не знаю, отчего я так решила, но в моем сознание это укоренилось.
Итак, Франкл, Виктор Франкл. Но сначала я скажу про волю, внимание и астению. Это три понятия, от которых меня тошнит. Буквально. Я всегда с не-любовью читала параграфы в учебниках, озаглавленные «Внимание», «Воля» и «Астения». Когда я вспоминаю о Викторе Франкле, меня начинает мутить. Я вспоминаю холодную, промерзшую аудиторию, темную и скучную. Я слышу нудный размеренный голос Наташи П. Я знаю, почему Наташа П. выбрала именно Франкла и от этого мне становится ещё хуже. Я держу в руках толстую книгу с листами из плохой серой бумаги. Буквы-буквы-буквы - длинные абзацы. Если ты найдешь смысл в бессмысленном перетаскивании камней, то … то что?
Виктор Франкл со своей логотерапией идет лесом.
Хотя юмористическая интенция - отличная идея, но меня терзают смутные сомнения в авторстве.
Я сегодня полдня думаю, как Албер Камю в Постороннем. По форме, но не по содержанию.