Как возрождать текстиль

Oct 28, 2013 20:54


Перед нами стоит вопрос: «Нужна ли России легкая промышленность?» Советскому Союзу она была нужна. Так в 1990 году доля этой отрасли в общем объёме производства составляла 11,9 %. На предприятиях легкой промышленности трудилось 2,5 миллион человек. Только в нашей Ивановской области было 50 крупных текстильных предприятий - это не считая мелких ткацких и швейных фабрик.

Легкая промышленность Советского Союза по объемам выпускаемой продукции занимала третье место в мире. Однако, следует заметить, что наша текстильная промышленность по сравнению с мировыми зарубежными лидерами, все же, не была самой передовой. Советский Союз не был законодателем мод в индустрии одежды? Да, продукции выпускали много. Да, у нас были современные текстильные комбинаты, крупные заводы текстильного машиностроения, научно-исследовательские институты. Но, почему Советский Союз, обладая таким огромным потенциалом, большими людскими, производственными и научными ресурсами не стал ведущей текстильной державой? Почему все новые изобретения, самое прогрессивное оборудование и технологии прорывного характера, первоначально появлялись в Европе, США или Японии? А мы в лучшем случае только копировали зарубежные образцы.

Я считаю, что это произошло потому, что в начале 70 - х годов правительство не изменило стратегию для развития легкой промышленности. Была сохранена прежняя двуединая задача послевоенного подъема экономики - это максимальное увеличение объемов выпускаемой продукции - так называемый ВАЛ. А также повышение производительности. Исходя из этого, формулировались задачи перед производителями текстиля, текстильного машиностроения и ведущими НИИ. Все научные разработки в текстиле по-прежнему были направлены на повышение скоростного режима оборудования, на её автоматизацию. Кроме того, продолжали строиться однотипные текстильные предприятия. Например, в Ивановской области 90 % предприятий вырабатывали одинаковые хлопчатобумажные ткани.

Все это привело к тому, что к концу 90-х годов мы стали выпускать тканей много, но при этом исчезли некоторые виды продукции. Совсем перестали выпускать дорогие и качественные ткани, такие как батисты, шифоны, поплины, вуали, перкали, бархаты, вельветы, замши, очень мало гобеленов и махровых тканей, практически не выпускались смесовые и широкие ткани. Ситец, бязь и марля - вот преобладающий ассортимент тканей в Ивановской области. Но зато много и недорого. Кроме того, у нас в Иванове хотели даже построить две фабрики-автоматы. Потратили бюджетные деньги на проекты и подготовку, были задействованы несколько научных институтов и КБ. Результат - нулевой из-за принципиальной невозможности реализации такого проекта.

Серьезной ошибкой правительства стало также то, что в 70 - м году была свернута так называемая реформа А.Н.Косыгина - Либермана, основной смысл которой было повышение хозяйственной самостоятельности предприятий. Недостатком было также то, что текстиль у нас работал только на внутренний рынок. А у НИИ и ВУЗов не было международных контактов и совместных контрактов на разработку новой техники. Плюс ко всему прочему. Легкая промышленность была подотраслью группы «Б» и финансировалась по остаточному принципу.

Все это, в конечном итоге, привело к серьезным перекосам и в производстве самих тканей, и в машиностроении, и в текстильной науке. Много дешевых тканей в период 70-х годов привело к тому, что развитие текстильной промышленности практически остановилось. Следует понимать, что производство недорогих, особенно хлопчатобумажных тканей, имеет очень неблагоприятную для самого производства особенность. Так себестоимость сырья (хлопка) в себестоимости готовой ткани составляет от 60 до 70 %. Производство текстиля, таким образом, получается низкорентабильным. К тому же, в условиях рыночного хозяйства наличие большого числа однотипных производств делает текстиль еще и высококонкурентным.

Но вот, в начале 90-х годов для радикального решения проблем экономики была проведена полная одномоментная приватизация текстильных предприятий. Наши политики решили, что рынок решит все проблемы и всё исправит. Результат - текстильщики стали банкротами. И примерно за 10 лет текстильное производство свернулось. Многие предприятия закрылись, оборудование распродано. Закрылись заводы текстильного машиностроения, НИИ потеряли свой научный потенциал. Текстильные ВУЗы влачат жалкое существование. Профессиональные училища и техникумы текстильного профиля закрыты. И если в 70 - е годы мы отставали от ведущих зарубежных стран на 5-7 лет, то сейчас это отставание полное. И как текстильную державу Россию уже не воспринимают. Если тогда мы занимали 3 место в мире, то сейчас не входим даже в первую сотню стран, где есть текстильное производство.

Что нужно делать? Я считаю, что текстильная промышленность современной России нужна. Более того, без промышленности наше огромное государство просто развалится. Промышленность сегодня - это связующее звено и только она может объединять на одной территории такие разные народы и экономические зоны. Но какая текстильная промышленность нам необходима? Как её возродить и как развивать? Вот читаю решения правительства по вопросу легкой промышленности, а также анализирую действия наших региональных властей, и мне становится и смешно и обидно за них. Утверждена Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года. Совсем недавно принята государственная программа развития промышленности и повышения её конкурентоспособности. В программе написано. «…Нужно осуществлять повышение производственного потенциала легкой промышленности на основе перевооружения и модернизации производства…». Или вот еще: «…Нужно увеличить долю отечественной продукции на внутреннем рынке до 50 %...». Слова-то правильные. А вот как это сделать? В Ивановской области решили создавать текстильный кластер. Идея-то правильная. Но как реализована. Заплатили швейцарской фирме Кёзи определенную сумму из бюджета. Получили проект. Результат. Проект есть, кластера нет. Сейчас пытаются построить завод синтетического волокна. Опять идея правильная. Но её воплощение, как мне кажется, будет такое же, как с кластером. Почему? Явно просматривается дилетантский подход к проблемам текстиля. Один завод сам по себе работать не сможет. Никто не заставит текстильщиков покупать синтетическое волокно. Цена на него примерно равна цене на хлопок, цена тканей тоже примерно одинаковая. Поэтому, структура затрат при существующем ассортименте не привлекательная для производственников. Нужен комплексный подход. Перестройка работы всех прядильных и ткацких производств. А за счет каких средств это сделать?

Что бы вам было понятно, хочу пояснить, что сейчас затраты на производство недорогого ассортимента тканей раскладывается примерно следующим образом: 70 % - это затраты на сырье, 3 % - это суммарные затраты на заработную плату работников, 5 % - затраты на энергию, а остальное - это затраты на эксплуатацию оборудования, содержания здания и расходные материалы. То есть половина затрат текстильного комбината идет на эксплуатацию оборудования и содержание здания. Поэтому прибыли такое производство не приносит и развиваться не может.

У меня вообще создается впечатление, что наши руководители не понимают, где живут. Сами создали рыночное хозяйство, а решать задачи пытаются, как во времена КПСС. Да. При социализме решение, принятое правительством, неминуемо начиналось воплощаться в жизнь. Был действующий аппарат и целая структура по исполнению таких решений. А сегодня, частному владельцу фабрике не укажешь, как надо работать. Его цель - получение собственной прибыли. И если ему выгодно разорить фабрику и распродать станки и оборудование, он это сделает. Не смотря ни на какие программы модернизации и развития отрасли. Не стоит забывать, что эту фабрику, лично он не создавал. Он получил её даром. Вот в это и упираются любые проекты, которые пытается реализовать государство и чиновничий аппарат.

Конечно, решить проблему текстиля может только центральная власть. Всем уже очевидно, что 100 % приватизация, которая произошла в начале 90 - х годов и так, как она была проведена - это ошибочное решение. Такой резкий уход государства из легкой промышленности - это гибель для текстиля. Это надо признать. Но этого не достаточно. По моему мнению, на государственном уровне сегодня нужно принимать следующие главные решения:

- не поддерживать не эффективных производителей;

- национализировать не эффективные предприятия, а если уже национализировать нечего, то строить новые за счет госбюджета. Причем, научно обоснованно определить - каких и сколько нужно построить новых предприятий, активно закупать импортные передовые технологии;

- восстанавливать на новом уровне и на новом принципе инфраструктуру легкой промышленности. Напомню, что инфраструктура текстильной промышленности - это управление, снабжение, сбыт, образование, наука и текстильное машиностроение;

- госзаказ на товары легкой промышленности только для отечественного производителя, борьба с иностранным контрафактом, жесткая сертификация товара.

Что можно сделать на региональном уровне? Практически ничего. Или очень мало. Прежде всего, нужно восстанавливать инфраструктуру в регионе. Необходимо добиваться от центра финансирования текстиля, как национального проекта. Лоббировать интересы производителей, но при этом добиваться повышения степени управляемости всего текстиля, как структуры. Снижать уровень внутренней конкуренции предприятий. Ну, и, конечно, самим строить новые текстильные предприятия.

Иваново, текстиль

Previous post Next post
Up