За последнее время прочитано

Sep 19, 2011 22:00

Джо Аберкромби, трилогия "Первый Закон"

Наконец добрался до Аберкромби - не мог же я все-таки пропустить того, кому уже не один год не устают петь восторженные дифирамбы. :)

Земной круг - мир на пороге большой войны, мир в котором нет разделения на свет и тьму -  реалистичный в своих оттенках серого, к которому как нельзя кстати подходят слова Бродского, как раз таки и цитируемые Джо: "На самом деле жизнь - это не битва между хорошим и плохим, а между плохим и наихудшим".

Эпичный роман-эпопея: мрачный, атмосферный, предельно жестокий и реалистичный, с колоритными, достоверно прописанными героями и отличной интригой.

И если сначала кажется будто сюжет сплетен из штампов и клише: тут тебе и могущественный, стремящийся спасти мир волшебник, и могучий воин-берсерк, и благородный дворянин, то дальше первоначальное впечатление разрушается, переворачивается с ног на голову, раскрывается и второе и третье дно и персонажей и их поступков, и происходящих кругом событий. Герои эволюционируют и меняются, и становится ясно, что мир вокруг далеко не так прост и однозначен как казалось.

Я, если честно, опасался засилья батальных сцен, однако Зевс миловал - их не так уж много, а те что есть, органично вплетены в повествование. Куда больше интриг и прочих интересностей. Не могу не отметить и описательную часть - в самом строении мира хоть и нет ничего супер-оригинального (все помнят дома-грибы Морровинда?), но то что есть Джо описывает очень хорошо, создавая яркую картину происходящего: пышущий жаром пустыни ветер на величественных стенах Дагоски и пробирающий сквозь драную одежду до самых костей мороз заснеженного Севера - все это так и встает перед глазами и ты словно собственной кожей ощущаешь на лице палящий зной и холод.

В общем, мне понравилось, хотелось бы увидеть продолжение, все-таки несколько очень интересных моментов и линий Джо оставил недосказанными, но, наверное, так и оставит, хотя на свет появились уже два (почти три) новых романа по миру Земного круга. Ну хотя бы, надеюсь, еще вспомнит одного плешивого мерзавца, а то я, наверное, никогда так не желал смерти одному из центральных персонажей. :)

P.S. глядя на мучения Глокты, остается лишь пожалеть об отсутствии в Земном Круге викодина. :)

Данте Алигьери "Божественная комедия"

Эпохальное произведения - воистину нерукотворный памятник себе - сплетая воедино христианскую и древнегреческую мифологии, через свое фантастическое путешествие Данте рассказывает историю своей жизни, выражает свое  мировоззрение и свои идеалы, свое желание видеть родную Италию единой под властью справедливого Государя, и вернувшуюся к духовному просвещению паствы, вместо набивания мошны, Церковь. В рамках этого показывая тогдашнее представление о строении мира и мифологию, и обзор политической ситуации в стране.

В подобной эпичности есть даже некоторый минус - все настолько наполнено церковно-христианской символикой, аллегориями и аллюзиями на современные Данте реалии, что на чтение комментариев, без которых упускается половина прелести книги, я потратил, наверное, не меньше времени, чем на саму поэму. :)

Если же кантики рассматривать отдельно, то мне больше всего понравился «Ад» - в «Чистилище» и особенно «Раю» чересчур много схоластики и церковной астрологии, что мне, атеисту, не интересно. Конечно, это полезно как пример образа мысли человека Средневековья, но в таком количестве утомляет.

Эрих Мария Ремарк "Возлюби ближнего своего"

И вновь одна из излюбленных Ремарком и столь близких ему тем - эмиграции, бесприютных скитаний людей низшего сорта, заполонивших, спасаясь от преследований и репрессий, предвоенную Европу.  Роман о хороших людях, из-за тирании потерявших родину, и ставших для окружающего мира хуже любого бандита лишь из-за отсутствия простой бумажки - паспорта. Людей потерявших все и вся и живущих лишь за счет зыбкой надежды.

В это романе Ремарк использует необычный для себя прием: история в основном поделена на две, то и дело соединяющиеся, сюжетные линии: совсем юной влюбленной пары и немолодого, тертого жизнью, ветерана - персонажей, которых общее несчастье соединило узами крепчайшей дружбы. Периодически повествование также ненадолго переключается на второстепенных персонажей, давая возможность появиться, например, такой необычной и замечательно написанной сцене как описание смерти старика эмигранта: пограничная зона Рая и таможенник святой Петр, но не стоит тревожиться - «концентрационные лагеря расположены ниже».

Как всегда книга проникнута ощущением грусти, наполнена великолепными диалогами, которые так и просятся, чтобы их расхватали на цитаты, и как всегда существуют линии пересечения с другими романами Ремарка: в Париже герои живут по соседству с отелем, в котором потом будет проживать Равик - главный герой «Триумфальной арки». Однако хочу отметить, что в отличии от той же «Триумфальной арки», «Возлюби ближнего своего» как-то посветлее и оптимистичнее, несмотря на общий драматизм и обязательную трагедий в конце - возможно потому, что главные герои - совсем молодые ребята, без привычного для персонажей автора груза войны на плечах.

P.S. Кстати, обратил внимание - ни в одном прочитанном мною романе Ремарка не встречалось отрицательных русских персонажей - все они были хорошие люди. :)

Габриэль  Гарсиа Маркес "Полковнику никто не пишет"

Старик революционер, осколок гражданской войны из армии Аурелиано Буэндия, человек прямой, гордый и честный, отдавший молодость борьбе за идеалы… И ныне брошенный своей страной и влачащий вместе с женой полунищенское существование в жалкой лачуге на окраине города. Но старый солдат не сломлен - он не сдается, продолжая надеется и показывая пример самоотверженности и силы духа.

Хорошее, грустное произведение, горестный поклон Маркеса ветеранам Тысячедневной войны.

P.S. и тем ни менее это свинство со стороны АСТ требовать 200рэ за повесть объемом в 90 страниц крупным кеглем.

books

Previous post Next post
Up