К выборам главы Департамента культуры Воронежской области

Jun 24, 2013 12:23

Открытое письмо участникам рабочей группы по отбору претендентов на должность руководителя Департамента культуры Воронежской области

С удивлением и радостью мы узнали о существовании и начале работы такой группы. Фактически объявлен конкурс на замещение руководителя этого, очень важного для жизни области, подразделения областного правительства. «Культура важнее политики», - заявил губернатор Гордеев на одном из мероприятий недавнего Платоновского фестиваля.
Это уникальная для региона ситуация - раньше руководитель этого подразделения, как и прочих, назначался решением главы региона, если какие-то консультации и были, то в публичное пространство они не выносились. Безусловно - личность главы Департамента очень важна. В идеале это должен быть человек, объединяющий в себе образование в области искусства, талант и навыки управленца и авторитет в культурном сообществе региона. В качестве совсем уж фантастического предположения - у него должна быть команда.
Но ситуация с выборами руководителя Департамента позволяет надеяться, что речь идет не только о смене персоналий, а об изменении принципов работы Департамента и его отношений с учреждениями культуры, общественными инициативами, творческим союзами. Независимо от того, кто займет должность руководителя, должны измениться его принципы работы и приоритеты. Наши соображения базируются на многолетней работе по реализации проектов в области культуры, на опыте взаимодействия с коллегами, с руководством учреждений культуры.
Сейчас Департамент работает как единое предприятие с огромным количеством подразделений, каковым считается практически каждое учреждение культуры в области. Можно на сотнях примеров доказывать, что такая деятельность не слишком эффективна и более того, препятствует развитию этих учреждений. С другой стороны это становится единственным содержанием работы Департамента, так как на другие аспекты деятельности попросту не остается ни времени, ни ресурсов. А именно они на наш взгляд и должны быть в центре внимания Департамента. Перечислим наиболее важные из них:

1. Формирование и реализация культурной политики региона
Создание условий для работы всех участников сферы культуры, которая в современном мире далеко не исчерпывается государственными учреждениями.
Культура в современном мире заняла место, сходное с местом СМИ и информации для ХХ века. Расширилось количество производителей культурного продукта. Поэтому должна измениться сама область приложения усилий Департамента. Он должен способствовать созданию условий для развития культуры как полноценной сферы жизни региона (общественной, экономической). Департамент должен не производить культурный продукт, а создавать условия для его производства и развития этого сектора экономики и общественной жизни. Ровно так же, как региональные власти создают условия для строительства новых производств в области, но не строят сами заводы.
Департамент должен стать лоббистом интересов всей отрасли культуры, а не головным офисом по управлению несколькими предприятиями. Культура должна занять достойное место в экономической жизни региона, а усилия департамента должны быть направлены на развитие экономики культуры, создание благоприятных условий для работы и развития всех типов предприятий и инициатив в сфере культуры.

2. Значительная большая самостоятельность учреждений культуры, находящихся в ведении области
Во многих музеях, домах культуры, учебных заведениях работают профессионалы и энтузиасты своего дела, отдавшие этой работе годы и десятилетия. Они не нуждаются ни в прямом руководстве, ни в мелочной опеке. Они разбираются в своей сфере деятельности, часто - в курсе мировых инноваций в ней. Департаменту следует предоставить им значительную автономию, оставив за собой общее руководство и контроль (утверждение бюджета и общего плана работ и т.п.). Учреждения в состоянии самостоятельно решать внутренние вопросы, планировать свою деятельность, участвовать в отраслевых межрегиональных мероприятиях, вести коммерческую деятельность. Но, вероятно, они нуждаются в образовательных курсах повышения квалификации, в поддержке со стороны Департамента в вопросах управления, правового обеспечения, организации коммерческой деятельности.

3. Поддержка независимых инициатив в области культуры
В Воронеже много инициативных групп, самостоятельно реализующих художественные проекты в разных областях. Одни из них занимаются вполне традиционным творчеством (народные ансамбли, театральные студии), другие выглядят слишком эпатажными на консервативный взгляд (аниме, готическая музыка, перфомансы и инсталляции). Однако, за каждой из них стоит творчество и труд (чаще всего - бескорыстный) многих людей - ресурс, который обидно и глупо растрачивать впустую. Многие инициативы прекратили существование из-за слишком агрессивной внешней среды, тогда как относительно небольшой поддержки было бы достаточно для их продолжения и развития.
Формы такой поддержки могут быть разнообразны: предоставление ресурсов государственных учреждений культуры (например, концертных и выставочных площадок) на приемлемых условиях, обширная программа государственных грантов (возможно - в сотрудничестве с упомянутыми учреждениями).

4. Позиционирование Воронежа как значимого культурного центра России
Вынуждены констатировать, что даже Платоновский фестиваль пока не стал заметным событием за пределами Воронежа. А это лишь одна из многих возможностей улучшить образ города в глазах страны и мира (до сих и в публицистике, и в литературе «Воронеж» - образец беспросветной провинциальности), привлечь туристов. Через Воронеж проходят огромные потоки «транзитников» с севера на юг и обратно - и пока мало что побуждает их задержаться в пути на день-другой, планировать свой отпуск так, чтоб провести некоторое время в Воронеже. Формы, в которых эти возможности могут быть реализованы, тоже различны: культурное представительство в Москве (компактное, с использованием уже существующих представительств, а их немало), более активное участие в межрегиональных, всероссийских, международных мероприятиях, целенаправленное продвижение Воронежа и воронежских событий в Интернете и т.д.

5. Расширение самого понятие «культуры», присутствие в других средах
Под «культурой» принято подразумевать «произведения, авторов и инфраструктуру художественного творчества традиционных жанров». Между тем «культура» сегодня - это среда, которая окружает человека каждую минуту его жизни. Это касается общественной жизни, это и Интернет, и городская среда (от архитектуры до вывесок), и медиасреда и много другое, вплоть до мелодий телефонных звонков. Одним из приоритетов Департамента должно стать взаимодействие с субъектами в этих сферах, как пример - проведение конференций, выработка рекомендаций, более целенаправленная работа с традиционными и электронными средствами массовой информации.

6. Внимание к Воронежу: культурные зоны в каждом районе
За последние годы произошло много положительных изменений, связанных с объектами культуры в Воронеже. Однако они касаются немногих объектов в центре города, в то время как огромные районы города почти совсем лишены учреждений культуры, либо они ведут замкнутое существование и мало кому известны на месте. Соответственно, одним из приоритетов должна стать поддержка локальных инициатив и создание условий для развития культурных институций и производств во всех районах города. Этот же подход должен быть реализован по отношению к районам области.

7. Связь между Воронежем и райцентрами
При всех сложностях, в Воронеже значительное количество интересных авторов во многих областях искусства. Они могут поднимать культурную жизнь сельских районов - гастроли по воронежской области музыкальных и театральных коллективов, организация выставок. Как показывает (увы, не слишком богатая) практика, такие события будут пользоваться интересом местных жителей - хотя бы в силу дефицита культурных событий за пределами областного центра. Это дает самим воронежским артистам дополнительную занятость и возможность найти аудиторию, а городам области - новые импульсы культурного развития.

Мы надеемся, что Рабочая группа, рассматривая заявки кандидатов на должность руководителя Департамента культуры, обратит внимание если не на наличие подобных пунктов в их программах, то хотя бы на понимание кандидатами необходимости таких векторов в реализации культурной политики области. Мы также надеемся, что перечисленные принципы и приоритеты станут предметом обсуждения в культурном сообществе региона, среди профессионалов, которые занимаются управлением учреждениями культуры и реализацией культурных инициатив.
Мы убеждены, что направления развития культурной политики региона неизбежно будут проходить через отмеченные нами точки. Рано или поздно перечисленное будет сделано. Мы надеемся, что выборы главы Департамента - возможность начать эту работу уже в ближайшем будущем.

Арт-группа «Квадрат».
24.06.2013 г.
Previous post Next post
Up