Продолжаем серию интервью на заданную тут
http://bardolimvoronza.livejournal.com/171189.html тему на этот раз с КИРИЛЛОМ СЕРЕБРЕННИКОВЫМ.
Кирилл Серебренников: «Театр всегда зависел от
современного искусства во всех направлениях»
16.11.12 • 17:11
![](http://artchronika.ru/wp-content/uploads/2012/11/700TASS_3854545.jpg)
Кирилл Серебренников © Станислав Красильников / ИТАР-ТАСС
«Артхроника» продолжает цикл интервью с профессионалами в области искусства и смежных областей, который был начат
беседой с Кристофом Таннертом. В новом выпуске режиссер КИРИЛЛ СЕРЕБРЕННИКОВ рассказал ЮЛИАНЕ БАРДОЛИМ о точках пересечения и расхождения театра и современного искусства, а также о том, почему театрального режиссера можно считать художником.
- Кирилл, я хотела бы начать с признания, что ваше существование в кино, в театре я воспринимаю, как мой личный Сталинград. Я поздравляю вас с вашим новым фильмом «Измена», с тем, что он открывал Венецианский кинофестиваль, и, несмотря на то что там не было призов, сам факт вашего присутствия очень важен.
Спасибо.
- На этом тему кино я хотела бы закончить, если позволите, потому что «Артхроника» все-таки журнал, посвященный визуальному искусству. Но мне как драматургу в большей степени интересны темы, находящиеся на границе различных жанров. Поэтому первый вопрос очень простой: считаете ли вы себя актуальным художником?
Вполне! Каждый из нас вкладывает что-то свое в понятие «актуальный художник», но мне все равно очень нравится это определение. Я вообще считаю, что театр по какому-то недоразумению называется классическим искусством. Он как ничто больше относится к contemporary art, потому что contemporary -это здесь и сейчас, а это именно область театра: театр тоже происходит «здесь и сейчас». В тот момент, когда закрывается занавес и зрители выходят из зала, спектакль исчезает. Это очень близко и к акционизму, и к перформансу. Правда, может быть, наоборот: перформанс и акционизм близки к театру, потому что театр древнее. Хотя как сказать… Главное то, что театр очень часто сам из себя «вычеркивает» понятие «актуальность», и тогда он становится похож на человека, который стесняется того, что просто живет, что он сам есть производное от времени, говоря: нет, нет, я не про жизнь, я про вечное, про то, что понятно только мне и узкому кругу посвященных, пытаясь этими самым преодолеть свою сиюминутную природу. А природа театра именно cиюминутна.
- А в чем это, на ваш взгляд, проявляется конкретно? Недавно Франк Касторф сделал 150-й спектакль по Чехову…
…нах Москау, нах Москау…
- … и завесил весь Берлин - у «Фольксбюне» (театр, который возглавляет Касторф - «Артхроника»), видимо, очень хорошая пиар-агентура - фотографиями Бориса Михайлова. Весь город был завешен его бомжами. Слияние, состыковка…
Мне вообще все это очень нравится, но послушайте, это не просто состыковка. Понятно, что Касторф -один из самых влиятельных современных художников, который дал мощнейший импульс театру, заставив его смотреть в сторону современного искусства. Я не фанат всех его спектаклей, но значение его гигантское. Это человек, который внес совершенно иную фактуру в театр, придумал, как интересно применять видео, сделал театр частью эксперимента на территории актуального искусства. В этой поверхностности, шероховатости и как бы случайности есть мощная энергия и мощная идеология.
У Касторфа много последователей, много эпигонов. Когда они пытаются его повторить, они теряют главное - идеологию. Потому что за всем этим помимо формальных приемов стоит левая, практически троцкистская идея. Эта идея, в которую входит и отношение к человеку, и отношение к миру, к политике, к социальным вопросам. Театр - вещь исключительно идейная, как любое искусство. Как только это переходит в режим красивости, то в случае искусства это оборачивается салоном, а в случае театра - в какое-нибудь коммерческое развлекательное шоу…
ДАЛЕЕ:
http://artchronika.ru/persona/19052/