ПЛАНИРОВАНИЕ
Самое сложное при самостоятельной поездке - планирование. Планирование позволяет поехать именно туда, куда хочу именно я (а не туда, куда удобно отвезти меня туроператору, и не туда, куда обычно любят ездить другие туристы). Собственно, именно поэтому я и люблю самостоятельные поездки - мне нравится ощущение первопроходца, которое обычно не появляется у меня в кресле большого туристического автобуса. Мне также нравится то, что я посещаю именно те места, которые мне хочется увидеть, и нахожусь в этих местах столько времени, сколько мне хочется (при этом мне не приходится поджидать опаздывающих членов тургруппы или торопиться успеть увидеть несколько интересных мест, запланированных турфирмой на этот день). Я передвигаюсь по своему маршруту и со своей скоростью. Мне это нравится, и я готов доплачивать за это (индивидуальные поездки, как правило, оказываются дороже стандартных туристических поездок).
Обычно первое, чем приходится платить при самостоятельной поездке - это временем, потраченным на планирование и организацию поездки. Планирование съедает сумасшедшее количество времени. В моем случае планирование поездки в Америку заняло примерно 30-40 часов - я не преувеличиваю! Я читал про Йеллоустон, про Долину монументов, про Башню дьявола, я читал про другие национальные парки, я пытался понять, как их лучше состыковать. Я принадлежу к такому типу людей, которым относительно несложно начать делать новое дело, легче его развивать-углублять-расширять, и невероятно сложно завершать. Остановиться в выборе, поставить завершающую точку - как правило, мне это дается очень тяжело. В случае с поездкой эта моя особенность расцветает пышным цветом - я начинаю читать все больше и больше, мне хочется захватить еще вот это место и вот это (ну действительно, когда еще я окажусь в этих краях - надо постараться увидеть все в этот раз!). В итоге количество мест, в которые я хотел бы поехать, раздулось до немыслимых размеров.
Я был готов поехать в конце мая, но вовремя спросил у знающих людей - они отговорили ехать в Йеллоустон до середины лета. Дело в том, что парк находится в горах (я про это знал), но я как-то не связал между собой местоположение Йеллоустона и тот известный мне факт, что в горах снег сходит достаточно поздно. Итак, свожу вместе несколько фактов:
1. Йеллоустон находится на высоте больше 2 000 метров над уровнем моря (от 2 100 до 2 800, если быть точнее)
2. В горах снег сходит намного позднее, чем на равнинах
3. Передвижение по Йеллоустону в зимнее время запрещено
4. Перевалы, на которых еще лежит снег, закрыты для автомобильного движения
5. Вывод: раньше начала июня в Йеллоустон лучше не ехать.
Мой коллега по предыдущей работе Дима постоянно проживает в США, и часто ходит в походы по национальным паркам США. В настоящие походы, с палаткой, примусом и прочим серьезным оборудованием. Он посоветовал перенести время поездки на еще более поздний срок, на вторую половину августа - в это время жара спадает, туристов поменьше, и комаров уже нет. Забегая вперед, скажу, что это был крайне дельный совет - помимо прочего, во многих гостиницах в Йеллоустоне нет кондиционеров, и летом в номерах бывает очень душно.
Итак, планирование. Зацепка идеи путешествия может быть любой - красивая фотография из какого-то необычного места, отзыв кого-то из друзей, или интересный рассказ в каком-нибудь из блогов про туризм. Затем, как правило, я читаю про страну/местность/достопримечательность на
www.wikipedia.org. Когда приходит время планировать поездку детальнее, я обращаюсь к путеводителю
lonely planet.
Если вы раньше не пользовались Lonely planet - я вам немного завидую. Потому что у вас впереди знакомство с самым лучшим из путеводителей в мире. Есть мобильные телефоны, и есть iPhone. iPhone задает очень высокую планку качества, многие пытаются стать "как iPhone", но им все равно до конца это не удается.
В случае с Lonely Planet - очень похоже. Самый первый путеводитель был создан производителем шин Michelin в начале ХХ века. Умные маркетологи в Michelin'e догадались, что для того, чтобы продать больше автомобильных шин, нужно сделать так, чтобы люди стали больше ездить. Были продуманы маршруты по окрестностям крупных французских городов. Так появилось сразу несколько продуктов - автомобильные атласы, путеводители и ресторанные рейтинги Michelin.
Вплоть до конца 1960-х годов путеводители издавались в основном для достаточно богатой публики. Американский Let's go, появившийся в 1960-х, и австралийский Lonely Planet, появившийся в начале 1970-х, сделали путешествия по экзотическим странам доступными и удобными и для "среднего класса". В этих путеводителях впервые появились маршруты движения местного общественного транспорта, информация о времени работы и входной плате в музеи, а также множество другой полезной информации для тех, кто путешествует самостоятельно, без помощи туристических компаний, таксистов и профессиональных гидов.
Лично мне больше нравится Lonely Planet - на внутренней обложке этого путеводителя всегда отмечены самые главные достопримечательности страны. В самом начале книги есть отдельные маршруты - на неделю, на две, на три, на месяц, на полгода, на год путешествия; классические маршруты и экзотика; летние маршруты и зимние - типология маршрутов может меняться. Это очень удобно, когда еще нет четкого понимания, как именно построить маршрут, а также сколько времени следует заложить на него. Просто смотришь на описания и выбираешь, что тебе больше по душе - а потом компонуешь из нескольких, если хочется проложить свой особенный, ни на кого не похожий маршрут.
Я также читаю отзывы тех, кто уже ездил в данную страну. Очень полезны бывают рассказы на сайте Винского (
http://forum.awd.ru/) - правда, навигация по этому сайту для меня не очень понятна. Для этой поездки очень полезным ресурсом оказался сайт
www.andreev.org - это сайт русских американцев, они живут в Техасе, много путешествуют по национальным паркам США. Если поедете в Штаты - крайне рекомендую прочитать/распечатать их рассказы, мне они были очень полезны.
Если вы собираетесь в США - имеет смысл спланировать поездку на автомобиле. Эта страна очень удобна для поездок на машине (про то, как ездить по США на машине, я напишу отдельно). Если вы путешествуете по США между разными городами, имеет смысл заранее спланировать маршрут с использованием карт google (
maps.google.com). Вы можете не только посчитать километраж между точками А и Б, но и рассчитать, сколько времени займет этот маршрут (при расчете времени учитывается категория дороги - то есть с какой максимальной скоростью вы можете ехать на каждом из участков). Это очень удобно - я планировал маршрут так, чтобы в день проезжать не более 400-450 миль - больше очень тяжело. Впрочем, я забегаю вперед - позже напишу более подробно про все, что связано с передвижением на автомобиле по США.
По прошествии нескольких недель мучительных выборов, компромиссов с самим собой и наступаний на горло своему желанию впихнуть в одну поездку все красоты Дикого Запада маршрут выглядел так:
1. Прилететь в
Лас-Вегас, там взять машину.
2. На следующий день уехать на северо-восток, в Юту. Посетить там национальные парки "
Зайон" и "
Каньон Брайс".
3. Продолжить путь на север, к
Йеллоустону. По пути заглянуть в
Солт-Лейк-Сити4. Провести 3-4 дня в
Йеллоустоне. Проехать Скалистые горы насквозь.
5. Обратный путь на юг проехать с другой (восточной) стороны
Скалистых гор, через
Колорадо. По возможности заехать в национальный парк "
Роки Маунтин" (рядом с Денвером). Встретить в
Денвере своего американского товарища Эстебана.
6. Вместе с Эстебаном посетить национальный парк "
Арки",
Долину монументов, а также
Гранд Каньон.
7. Отвезти Эстебана в аэропорт Лас-Вегаса, и съездить еще куда-то в оставшиеся до отлета в Москву пару-тройку дней (в итоге поехал на запад, в Калифорнию, в национальный парк "
Секвойя" и в заказник "
Мохаве").
Продолжение следует.