Традиционные

Mar 07, 2016 21:59

занятия женщин в Шории.
"Одна жена - любит,
одна - одежду шьёт,
одна - пищу варит,
одна - детей кормит,
и всё одна"?

Основные занятия женщин Шории, как и других, были связаны с домом: воспитание детей, приготовление пищи, обработка земли и сбор урожая, собирательство, ткачество, обработка шкур и шитье одежды.






Из традиционных блюд современные шорцы чаще всего называют: пельмени «как русские вареники, делали из рубленого мяса лошадей, коров» и «перек» - «как пельмени» - начинка только из ореха (сосны кедровой), тесто «как на пельмени». Пироги - тесто ставили в кадке: мука, вода, добавляя вместо дрожжей хмель. «Талкан», «кашке» - каша с талкана - «крупу намелят на тербене (ручная мельница, чаще всего, с каменными жерновами), просеют, кашу варят». Из молока делали блины, творог - «теверак», масло - «хаяк». Заготавливали корни кандыка, которые варили («немножко покипит») и сушили, подвешивая на нитку. Из корней саранки делали кашу: корни толкли, потом варили, добавляли молоко и масло. Кандык, саранку (лилия кудреватая) копали весной специальною лопаткой (осупом).




(уже музейные экспонаты)
Собирали чернику специальным приспособлением - «гребешок» - «тарах». Собирали малину, смородину, черемуху (перемалывали на ручной мельнице).
«Земледелие ограничивается возделыванием ячменя, но сеют его так мало, что не покрывают даже своих потребностей и приходится выменивать его у русских на рыбу» - Радлов XIX в.
В. Вербицкий писал: «Женщины копают небольшую полосу свою «абылом» (род мотыги), косят сено серповидными косами …». В зависимости от видов деятельности (обработка целинной земли или уже возделанной) различались и внешний вид «абылов» (узкие или более широкие «плечики»).


(пользуются и в настоящее время, но уже только как тяпкой)

Сеяли, разбрасывая зерно из берестяной коробки руками. Боронили привязанной к лошади корягой. Во второй половине июня пашню пропалывали «абылом». В сентябре колосья ячменя или пшеницы выдергивали руками. Связанные попарно в пучки стебли подвешивали на жердь, укрепленную на двух столбах. После просушки недозревшие колосья обжигали на костре, молотили деревянной колотушкой «токпак» на коротком ремне. Затем зерно очищали на ручной веялке «саргаш», напоминавшей по форме тонкостенный совок из дерева.
На древность земледелия у коренных народов указывают ряд фактов. В большинстве традиционных обрядов используются ячменные зерна или мука из жареного или свежего ячменя. Название некоторых зерновых культур: ячмень - «аш», просо - «тараа» восходят к фонду древнетюркской и даже пратюркской лексики.
Есть легенды, в которых рассказывается о появлении ячменя. Так у рода Кобый в одной из легенд говорится, что у предка этого рода из пупа вырос колос ячменя и отсюда их род впервые получил зерно.
В XXI в. пожилая жительница вспоминала: «занимались пахотой (сеяли хлеб, лен, коноплю), кожевным делом».
Ремесло у шорцев носило домашний характер, и было сосредоточено в основном в руках женщин. Все производилось для собственных нужд, и лишь гончарство и плетение сетей у жителей низовья Мрас-су приобрело к нач. ХХ в. характер кустарного промысла.
Занимались обработкой кожи, из которой шилась обувь, конская сбруя.

(собственно - кожемялки)



(одна фотография 1913 г., другая 1989 г.)


Наиболее развито было ткачество. Ткань на одежду изготавливали из волокон конопли, использовалась и крапива. Стебли конопли сушили, мяли, а оставшиеся при этом волокна сдирали руками и собирали в пучки. Затем волокна скручивали пальцами в жгут, смачивая их концы слюной и смягчая зубами. Сращенные таким образом волокна, сматывали в мотки. Пряли конопляные волокна веретеном «иик», имеющим на одном конце круглый плоский камень и косой разрез для фиксации нити. При прядении волокна основу отбеливали путем длительного кипячения в котле с водой, в которую добавляли березовую и осиновую золу, затем промывали в реке. Вся работа по подготовке основы делалась обычно зимой. Ткали весной и летом на особом горизонтальном станке «кендырь тыбеге».

(вот на таком)
Но уже в начале ХХ в. повсеместное распространение стали получать и веретено, и станки русского типа. Одежда шилась вручную, материал выкраивался острым ножом. Детали сшивались с помощью шила и иглы кендырными нитками. Дифференциации по покрою мужской и женской одежды у шорцев не существовало. Женские халаты, воротники обильно украшались вышивкой. На верхней одежде и рубахах, на плечах делались нашивки красного, синего или зеленого цвета (цвет отличался по родам). В связи с развитием торговли традиционные украшения изготавливались и из новых материалов: «В девическом украшении раковинки и пуговицы заменены уже стеклярусом и бисером" (В. Вербицкий 1863 г.).


Изготовлением глиняной посуды занимались преимущественно женщины. Работа выполнялась непосредственно в жилой юрте. Технология ее была довольно проста. В специальных деревянных корытах замешивали глину и песок. Для лепки использовали лопатки, колотушки для формирования полости сосуда, молоток для разбивания глины, плоскую лопатку для сглаживания стенок изделия и нанесения орнамента, деревянный ножичек для отделения готового горшка от обруча, 7-8 ивовых обручей разного диаметра для скрепления полос при лепке. Лепили горшки на деревянной подставке, зажимая заготовку между ступнями ног, наращивая стенки слоями с помощью указанных инструментов. Изготавливали: горшки, светильники, кружки, чашки и др. Многие предметы по форме совпадали с посудой сибирских крестьян.
Шаманами у шорцев часто были женщины (в настоящее время, в основном, женщины).




история, Горная Шория, традиции

Previous post Next post
Up