Верования

Dec 19, 2014 20:58


В начале ХХ века практически все шорское население формально приняло православие. При этом, как отмечали многие исследователи, крещение проходило мирным путем, благодаря активной деятельности миссионеров (среди которых в конце XIX века были и «инородцы») и ряду привилегий, даваемых шорцам при крещении (
миссионеры бесплатно лечили, обучали детей, и даже помогали обустраивать хозяйство). Так это в своих записках описывал миссионер Кузнецкого отделения Алтайской духовной миссии, священник В. Вербицкий: «Из последующих (денежных пожертвований) сделано следующее употребление: беднейшему и многосемейному инородцу улуса Кузедеевскаго Андрею куплена лошадь за 9 р., бедной вдове Ирине, имеющей 5-х малолетних детей, куплена корова за 6 руб. 57 к.; беднейшему Христофору, который, по смерти отца своего, выгнан своими братьями из родительского дома и вел со своим семейством горькую, скитальческую жизнь, куплен домик с амбаром, погребом и двором за 9 р. Остальные 5 р. 43 к., употреблены на покупку муки и раздачу тем, которые нуждались в дневном пропитании». «В течение 1860 года крещено мной обратившихся из идолопоклонства муж. пола 5, жен. 4, обоего 9 человек. Инородческих детей обучалось грамоте 16 человек, из коих 2 кончили учение, выучившись читать, писать, считать, правильно произносить молитвы, и получив необходимые сведения из Священной Истории, преподаваемой в изустных разсказах. Обучением детей с августа месяца занимался послушник Павел Розов с истинным усердием, равно он же ходил и за больными с христианским терпением и любовию, и многим помогал самыми обыкновенными травами, которых мы, каждое лето, с помощию учеников, запасаем в довольном количестве» (В. Вербицкий).
Вместе с тем, коренное население не осмысляло и не принимало православие в его полном объеме. В середине ХХ века С.С. Тодыш в своих заметках  писал: «Шорец рождается, его крестят в церкви, дают христианское имя. Живет, его учат поклоняться горе и уважать шаманов. Умирает, хоронят как христианина, на могиле ставят крест». В XIX смесь язычество и христианства проявлялась достаточно сильно, миссионеры отмечали, что и крещеные «инородцы» совершают «языческие обряды», почитая "языческие" божества наряду с христианскими святыми. Кроме этого: «... темная смесь язычества с христианством: самые близкие по крови были далеки по духу. Крещенный муж имел с супружестве некрещенную жену, и на оборот - крещенная жена сожительствовала с некрещенным мужем. Дети и другие члены семейства на половину были христиане, на половину идолопоклонники». Радлов писал: «Что же касается вероисповедания здешних татар, то хриситиане они лишь по названию, а о христианской вере им известно лишь то, что надо креститься, осенять себя крестным знамением, а когда приезжает к ним священик, он дает им всегда причастие (кызыл араки - красную водку. (...) О своем вероисповедании сообщили мне вкратце. На небе живет бог - Кудай, который создал землю. Зовут его Муколы (испорченное русское Николай, которого русские называют чудотворцем). Но под землей живет злой, его зовут Айна. Когда человек умрет, Айна пожирает его душу». Чаще всего у шорцев в домах стояли иконы св. Николая Угодника, многие, именно его чтили за Бога. У В. Вербицкого есть следующие записи: «... крестил сегодня инородца Качора. В прошлом 1859 г. Качор приезжал нашим улусом для сдачи ясака (...) и подовая мне кружок воска около 2 ф., сказал: «это вашему Богу Николе милостивому, он мне не поможет ли». В 1858 году отделение Алтайской духовной миссии было открыто в улусе Кузедеевском и здесь же, была построена церковь св. Николая Угодника (с этим многие исследователи связывают почитание этого святого у местного населения). В записках за 1858 год Вербицким отмечено: "9 мая. Перенесение честных мощей св. Николая чудотворца. Святителя Николая почитают в Кузнецком округе даже не крещенные инородцы и ставят пред его иконою свечи".
Не смотря на то, что в доме находились православные иконы, шорцы, по-прежнему почитали своих духов и совершали обряды, связанные с ними. Более того «кормили» они не только изображения своих божеств, но и иконы (мазали их сметаной, маслом и пр.)
.

этнография, Горная Шория, верования, традиции

Previous post Next post
Up