Намёк
Судя по комментариям, настало время сделать пример. В данной статье мы на основе предложенных идей в первых четырех шагах цикла сделаем стандартную процедуру в войсках, а именно перебросим на фронт СВО нашу батарею гаубиц Д-30. Рассмотрим замену колесной техники под стандарты, описанные на шаге
№3. Применим контейнерный подход из шага
№1. Воспользуемся железнодорожной сетью на основе шага
№4, и всё это будет в логике зон логистики, шаг
№2. Задача звучит просто: у нас есть в городе Мотовилиха батарея гаубиц Д-30, нам надо её доставить на фронт СВО под Орехов (севернее Токмака). При этом личный состав должен готов быть с ходу приступить к действиям на фронте и вести оборону. То есть мы этой перевозкой не должны перейти пороги утомляемости и не гнать колонны на 1000 километров, чтоб они на последних этапах в зоне Хаймарсов от усталости водителей не собирались в кучи, как мишень.
Отечественная классика - гаубица 122 мм Д-30.
Штат батареи буксируемых орудий.
Для примера возьмем неизменную скалу наших вооруженных сил - артиллерийскую батарею орудия Д-30. Тут рассмотрим классику, хотя орудие может быть любым, единственное, что длина ствола добавит нюансов в перевозку.
Схема из сети штата батареи буксируемых орудий.
Состав батареи:
- 71 человек л/с
- 6 122-мм гаубиц Д-30 (на схеме №5)
- 1 машина командира батареи 1В18 (на схеме №1)
- 1 машина ст. офицера батареи 1В110 (на схеме №3)
- 8 автомобилей Урал-4320, а именно: 6 - тягачи под орудия (на схеме №5), 2 - автомобиля под б/п (на схеме №4). Иногда видел данные, что есть запасной Урал-тягач.
- 1 автомобиль ГАЗ-66 (под имущество ОУ) (на схеме №2)
* вместо Уралов могут быть Камазы, МТЛБ …
На основе нашего подхода произведем замену техники без изменения штатного количества личного состава, хотя, как и многие читатели, поддерживаю необходимость расширения, но об этом позже.
Начнем замену:
1В18 (на схеме №1) - это машина на базе БТР-60, меняем её на ГАЗ «Тигр» (или аналоги). Главный смысл в бронировании, особенно противоминном, обитаемости, наличии дистанционного модуля вооружения, массовость. Идеал - это использовать частично общие комплектующие с базовым грузовиком.
ГАЗ-2975 «Тигр»
1В110 на базе ГАЗ-66
1В110 (на схеме №3) - это машина старшего офицера батареи (на базе ГАЗ-66), её тоже меняем на ГАЗ «Тигр», но не мог себе отказать в том, чтоб ввести машину с БЛА, поэтому версия будет с системой управления БЛА.
Версия с мачтой на служебно-боевой разведывательной машине (СБРМ) на шасси бронеавтомобиля «Тигр» от тульской компании «НПО «Стрела».
ГАЗ-66 (на схеме №2) под имущество меняем на тот же ГАЗ «Тигр».
Но куда мы денем артиллерийское имущество? Мы его упаковываем на паллеты в виде инструментальных тележек. Такой габарит в десантный отсек «Тигра» помещается при необходимости.
Тележка в габарите европаллета.
Всё имущество на паллетах грузим в МСК - малый стандартный контейнер или в два ОК-основной контейнер.
МСК - малый стандартный контейнер
А 1-3 МСК батареи грузим на бортовые прицепы с фитинговыми креплениями и тентом по типу тракторных 1-2-осных. Прицепы буксируют вышеописанные «Тигры»
Пример одноосного прицепа нужного габарита.
Также в 10-футовом габарите можно сделать съемный мобильный кунг для управления. У нас их будет 1-2 взамен 1В18 и 1В110.
Пример автономного кунга в 10 футовом эквиваленте. Итальянский ARTHUR (ARTillery HUnting Radar) контр-артиллерийский радар
Два грузовика подвоза боеприпасов (на схеме №2) меняем на наш бронетрактор «Сталинец 24» с прицепом.
VALTRA N174 прототип для бронетрактора «Сталинец 24»
На прицепе трактора возим 1 СК - стандартный контейнер или 4 ОК (основной контейнер).
Примерный вид СК 20 футовый габарит, возможно боковая загрузка
У нас осталось, главное, 6 орудий и 6 грузовиков-тягачей (на схеме №5). Обычно сейчас в армии для буксировки используется КамАЗ-63501, который имеет специальный кунг на 6 бойцов. Важной особенностью буксировки орудия является ограничение по скорости на дорогах и по пересеченной местности, которая почти всегда ниже возможностей тягача.
КамАЗ-63501 с орудием
В нашем подходе мы меняем эти тягачи на стандартные грузовики нашей системы в 3- или 4-осном варианте с прицепами. То есть убираем лишнюю разношерстность. Орудие теперь не буксируем, заменяем буксировку применением платформы-эвакуатора для мультилифта, к которой крепим орудие. Понимаю, это спорное предложение для многих. Но как опция считаю важным моментом, тем более в таком виде легко перевозить орудие по сети ЖД на фитинговых платформах или судах.
Как пример платформы эвакуатора на базе «Татра» с мультилифтом, вместо БМП будет Д-30.
Вместо кунга, как на КамАЗ-63501, будем использовать бронированный модуль в габарите 10 футов и со встроенными полками для сна, системой жизнеобеспечения, туалетом. У нас остается в автопоезде место под 10-футовый контейнер МСК или два ОК.
Примерный вид, только у нас вместо одной платформы эвакуаторной будет кунг и контейнер.
Итог
Мы провели замену штатной техники батареи буксируемых орудий. У нас 3 вооруженных «Тигра» с прицепными комплексами, которые дают возможность организовать охранение батареи. Их мобильность и турели (боевые модули) с приборами наблюдения становятся важным активом командира батареи. У каждого «Тигра» по прицепу, которые перевозят один 10-футовый МСК и 2 автономных кунга для управления и отдыха.
У нас 6 грузовиков с прицепами, которые могут быть использованы при обороне для перевозки любых грузов, это 12 СК (стандартный контейнер) или 48 ОК (основной контейнер), а именно эквивалент 48-ми суточных боекомплектов для орудий. Эти грузовики нам дают ещё 6 жилых бронированных контейнеров для личного состава.
У нас 2 бронетрактора, которые везут по 4 боекомплекта на орудие.
Подвоз ящиков с боеприпасами.
Как вишенка на торте, мы можем с помощью тракторов выкопать под всё окопы, опустить с помощью мультилифтов в них орудия и закопать бронемодули для личного состава и контейнеры для боеприпасов штатными средствами батареи орудий. Вывести в тыл технику от ударов врага и иметь мобильный резерв для обороны в виде вооруженных ГАЗ «Тигр».
Это множество новых возможностей, которые командиры батарей могут использовать для повышения устойчивости и снижения потерь. У нас есть запас по провозной способности при том же штате, а это дает нам возможность добавить макетов орудий и средств маскировки. Сразу в МСК загрузить генераторы и средства проводной связи и многое другое. Всё это при сохранении штатной численности личного состава и механизации множества операций.
Везем на фронт
Этап 1 простой
Мы сейчас разобрали замену техники без изменения штатов батареи. Предположим, что эта батарея находится на Урале в Мотовилихе. Это у нас зеленая зона логистики. В ней мы, используя нынешние положения устава, организуем погрузку батареи на эшелон со стандартным привлечением РЖД и везем в Таганрог (желтая зона логистики по нашему подходу).
Нам от РЖД надо 3 пассажирских вагона, 5 фитинговых платформ 80 футов и 12-14 обычных платформ для перевозки техники. Эшелон, пройдя 2400 км, совершит обычную штатную переброску по стране.
Псков, первая мировая, технология перевозки почти такая.
Этап 2 подготовка в желтой зоне
Желтая зона - зона подготовки.
В желтой зоне пока не организован переход полностью на уровне производства на предлагаемую систему логистики, переупаковываем снаряды из штатных ящиков на паллеты, как специальные артиллерийские ⅓ или ½ в габарите европаллета, или прост о на европаллет, сделанный по упрощенной технологии. Нам не нужна санитарная обработка паллет, они для нас одноразовые. В процессе переупаковки убираем лишние, а именно всякую промасленную бумагу и другие атрибуты долговременного хранения, заворачиваем снаряды в пленку, чтоб они были менее подвержены перепаду температур.
Пример паллета: ⅓ от стандартного.
Далее на стандартные паллеты грузим цинки с патронами и другими средствами обороны. На цинки кладем обычные картонные коробки в стрейч-пленке с приготовленной едой кейтеринговыми компаниями, сухпайками и бутилированной водой (на мой взгляд, надо тару 0,5 литра). Также кладем коробки с наборами туалетными и влажными салфетками. Добавляем дизтопливо и бензин в пластиковых 5-10 литровых бутылках. При необходимости берем бак-паллет с топливом.
Еврокуб на 1000 литров. Для тех, кто не готов дозаправляться из бутылок.
Всё это загружаем в ОК (основной контейнер), в который в 2 этажа входит эквивалент 6 паллет. Таким образом, у нас в одном контейнере штатный суточный БК на орудие (не нашел точных данных по Д-30, к примеру, боекомплект в 60 снарядов идет на 152-мм орудия). Боекомплект для для автоматов и пулеметов. Еда, вода и средства гигиены. А также запас топлива.
Примерный вид ОК (основного контейнера)
Аналогичным образом загружаем наш СК, стандартный контейнер в 30 европаллет и до 30 тонн сюрпризов для врага.
На этом этапе проводим итоговую проверку техники и заливаем все необходимые жидкости.
Когда техника готова, контейнеры загружены, распечатаны бумажные карты, люди получили инструктаж и отдохнули, то у нас появляется два варианта доставки.
Этап 3, вариант 1: ЖД
Далее у нас идет погрузка техники на вагоны-транспортеры с автономным ходом.
Вариант специальной постройки по аналогии с польскими Eqous
Площадочный транспортёр 14-6048, необходимо добавить борта рампы.
На данном этапе мы формируем состав из 19 транспортеров и добавленных к ним простых вагонов прикрытия. Всё под дизельным локомотивом.
После подготовки личный состав отдыхает до вечера. Отдохнувшие и поевшие занимают места по машинам и на вагонах. На транспортерах есть свободная площадка над тележками, там можно в 10-футовом габарите сделать модуль блокпоста, по аналогии с американцами. Часть состава артиллерийской батареи выставляем на посты.
Блокпост в контейнере
Этап 4 вход в красную зону
Железные дороги Новороссии.
Наш поезд отправляется под локомотивом из района Таганрога по
новой соединительной ветке в обход Донецка до станции Волноваха. Это относительно безопасный участок на Мариуполь, на карте отмечен как участок №1, примерно 230 км.
На станции Волноваха отсоединяется локомотив от состава. На участок Волноваха - Токмак (участок №2 и №3) отправляется бронепоезд для проверки пути.
Эта железная дорога в 171 км - ключевое звено на данный момент. Его стоит правильно охранять. Кроме бронепоездов, на мой взгляд, необходимо расставить мачты с камерами наблюдения за всем этим участком, организовать аэростатное заграждение с наблюдением
по типу .
Бронепоезд «Волга» на СВО.
Вслед за отправившимся бронепоездом отправляется наш эшелон, начиная расщепляться на 1-5 вагонов-транспортеров и спереди 2-3 вагона прикрытия. Тут, как уже писалось в 4 части цикла, либо автономным ходом, либо с помощью тяговых машин. Так эшелон, идя мелкими сцепами, выходит на опасный участок пути № 2, следуя интервалами за бронепоездом.
Пройдя станцию Камыш-Заря, начинается участок № 3. Увеличив интервалы, наш эшелон распределяется по участку и останавливается в местах автомобильных переездов или где нет высокой насыпи.
Во время остановок с вагонов-транспортеров съезжает техника. Если есть необходимость, то во время остановки на пустые вагоны грузится техника на эвакуацию.
Этап 3, вариант 2: автомобильный
Хоть нам от Таганрога необходимо проехать 250-270 км до заданной точки, это расстояние в реалиях Новороссии (блокпосты, ремонты дорог, проезд по населенным пунктам) превращает путь почти в суточный переход. И в самом опасном месте, в 50-70 км и ближе от ЛБС, будет накоплена усталость экипажей, возникнет необходимость дозаправки и привалов. Начнет скученность, и самое главное, чем больше переход, тем больше требует задач по координации и тем сложнее организовать поочередный приезд на позиции, о котором в последнем этапе поговорим. Примерно именно это мы видели на практике в августе 24 года.
Мы, как уже определились в 3 части цикла, в системе логистики используем два типа грузовиков: под мультилифт и тягач под трал. На данном этапе у нас идет погрузка на тралы всех машин батареи. Нам понадобится 11-17 тралов. Мы можем буксировку 6 прицепов грузовиков осуществить силами доставки, которые регулярно ездят в район. Они их передадут грузовикам, которые едут на тралах, в точке разгрузки. Или везем всё тралами.
КамАЗ на трале, но тут гражданский.
А это нужный для трала тягач, не хватает только антидроновых козырьков и ЗПУ.
Этап 4 автомобильный. Важное отступление.
В автомобильном варианте мы сталкиваемся с альтернативой ж/д перевозкам в красной зоне. У нас будет организована система регулярных рейсов подвоза грузов в наших контейнерах/модулях к зоне отгрузки войскам, это примерно 50-70-100 км от ЛБС, на пределе одного броска сил подвоза боеприпасов и МТО войск, находящихся непосредственно на фронте. Условная замена батальонных, полковых, дивизионных складов. Наши силы доставки из желтой зоны привозят в район отгрузки контейнеры/модули и технику. Они сгружают контейнеры и технику в условленных точках и забирают на себя пустые контейнеры и поврежденную технику. А техника рот, те же тракторы подвоза боеприпасов, забирают контейнеры с БК и везут уже их на позиции. Это, по сути, новый функционал Отдельных батальонов материального обеспечения.
Тут важный момент: на участке в один переход формируется накопление запасов, условно замаскированные или прикопанные контейнеры со снабжением. Они по одному разбросаны в условных точках и дают возможность иметь запас в случае прерывания поставок из желтой зоны на условные 3-15 дней.
Наши тралы сил Материального обеспечения по одному и закрытыми тентами следуют по своему базовому маршруту. Это основная магистраль Ростов-Мариуполь-Мелитополь -Джанкой и несколько дорог идущих севернее.
Автодороги Новороссии: зеленым - строящаяся трасса Р-280 и синим - «Северный маршрут».
Прикрытие грузовиков снабжения обеспечат гражданские машины с бойцами одетыми по гражданке, они могут организовать охранение, доразветку маршрутов движения. В случае сбора более одной машины в мини-колонны из броне модуля и 10 футов платформы с ЗУ организуется гантрак.
Пример из Сербии концептуально близкий.
Также модули 10 футов с ЗУ можно ставить вторым уровнем на контейнеры перевозимые тралами. Кроме всего этого, по аналогии с обороной ЖД на трассе выстраивается сеть камер наблюдения и аэростатов прикрытия.
Более подробно при необходимости штаты отдельных батальонов материального обеспечения разберем в конце цикла.
А сейчас возвращаемся к батарее.
На тралах батарея едет до точки в 50-70 от нужного места на фронте. Где происходит съезд с тралов техники батареи. Тралы двигаются по одному, максимум в сопровождении гражданских машин прикрытия.
Этап 5 общий для обоих вариантов транспортировки
В зоне последних 50-70 км батарея действует самостоятельно. По одной-две машины следуют по дорогам с индивидуальным маршрутом, движется на фронт, преодолевая последний рывок. Это важнейший участок, тут зона действия дальнобойных РСЗО, «Хаймарсов».
Этот участок машины должны преодолевать без скопления и стоянок. Ради быстрого преодоления этого участка мы сократили затраты сил водителей и ресурсы техники нашим подходом к перевозке. У нас полностью заправленная и проверенная в желтой зоне техника, готовая к бою. Экипажи машин не были утомлены вождением. Планирование, организация марша сокращены до последнего рывка, что снижает нагрузку на командира батареи.
Окапывание!
Копай, жизни бойцов сохраняй!
Первыми на позиции приезжают наши тракторы, оставив в посадке или застройки прицепы с контейнерами, начинают подготовку позиций. К ним добавляем 1-2 «Тигра» для организации охранения. На данном этапе от тракторов требуется подготовить окоп автомобильного профиля под орудия.
Постепенно прибывают наши грузовики и с помощью мультилифтов опускают в окопы орудия и на расстоянии от орудий опускают в окопы контейнеры с БК и бронекунги расчетов орудий. После разгрузки грузовики уходят в тыл от позиций орудий.
Далее трактора готовят окопы под «Тигры», чтоб обеспечить оборону батареи.
По завершению подготовки окопов для техники начинает этап организации схронов для контейнеров с БК. Опущенный в индивидуальный окоп контейнер позволит снизить потери при поражении его врагом, это в разы лучше открытого хранения на земле. Этот метод можно использовать на аэродромах, военных базах, снижая потери.
Первая мировая окоп с перекрытием.
Если у нас продолжается оборонительная фаза и нам не надо использовать всю мощь 6 грузовиков, мы их отводим в тыл для помощи в снабжении ЛБС. А именно, подвозу от мест доставки контейнеров силами ЖД войск или отдельных батальонов материального обеспечения.
Вот так упрощенно будет выглядеть процесс, если взглянуть крупными мазками.
В следующей статье вернемся к технической части.