За 2022 год произошло кратное увеличение в 4 раза экспорта из России в Индию до $40 млрд. при том, что импорт почти не изменился $2,5 млрд. Многие из вас слышали об резком росте импорта Российской нефти, но это только часть всего. Индия почти в 3 раза нарастила закупку в России энергетического и металлургического угля. И в планах индусов наращивать поставки.
Из-за западных санкций на рынках удобрений произошла очень интересная ситуация, цены резко выросли. США и ЕС выкупают сейчас большую часть мирового производства удобрений у альтернативных России и Белоруссии поставщиков. Это привело к резкому росту и дефициту. Мелкие страны не могут часто купить в России удобрения из-за санкций и проблем доставки, Индия же может себе позволить покупать наши удобрения. США даже сделали ряд исключений из Российских санкций для Индии. Это привело к росту экспорта удобрений из России в Индию, так как банально у альтернативных поставщиков выкупает больший объем США и ЕС.
Весь этот рост экспорта из России прекрасен, но есть ложка дегтя. Большая часть сделок проходит в индийских рупиях. Есть попытки России торговать с Индией в более ликвидных для нас юанях, но Индийской общественности такое очень не нравится.
Сейчас есть данные всемирного банка о должниках России.
Всемирный банк сообщил о росте долгов других стран перед Россией
В санкционном 2022 году суммарная задолженность резидентов других стран перед российскими кредиторами достигла почти $29 млрд, раскрыл Всемирный банк. Долг перед Россией нарастили Бангладеш, Индия и Египет
www.rbc.ru
Данные от РБК
Как мы видим в топе 2 страны из региона Индостана. Это хорошо показывает наш экспортный интерес к региону и несбалансированность торговли. Эту проблему придется решать рано или поздно. В статье рассмотрим возможный комплексный подход к решению задачи.
Так что делать с десятками миллиардов долларов в рупиях?
У СССР был гигантский опыт сотрудничества с Индией и он был во многом с нашей стороны очередной жертвой ради … Тут вопрос сложный итог простой, у нас мало собственности и активов в Индии. Наш опыт показывает малую выгоду такому сотрудничеству для современной России.
В рамках нашего исторического опыта и изучения наших уважаемых партнеров я предложу свой вариант сотрудничества для нашей страны с Индией и её соседями. Предлагаю создать на базе трех китов нечто вроде министерства по делам региона Индостана.
Три кита нового подхода
Госплан- первый кит.
У нас есть колоссальный опыт СССР с Госпланом. То есть управление экономикой централизованно, с организаций кооперации и мультипликативных эффектов. При чем эти подходы были ещё заложены в Российской империи в КЕПС. Одной интересной функцией Госплана было аккумулирование информации, что давало возможность управления, распределение ресурсов и концентрации в нужном месте.
Стратегическое планирование основа развития любой экономики независимо от социального строя. У Римлян была система планирование, которая дала акведуки и пирсы, которые до сих пор работают. В средние века в Европе делали проекты веками строя Соборы. Все это требует тщательного и долгосрочного планирования.
Есть такое профессиональное выражение “Эксперт-парень не из нашей деревни” . Это намек, что со стороны виднее.
Взяв наш опыт централизованного планирование и поставив цель развития Индии и сопредельных стран в интересах России и нашей экономики, мы сможем отработать беспристрастно на новом уровне централизованное планирование. И восстановить нашу школу долгосрочного планирования на “слониках”.
У нас есть группа вечных интересов в регионе Индостана
- Стабилизация Центральной Азии с Афганистаном.
- Развитие Индии для паритета с Китаем, и сохранение Индии статуса нейтральной для России страны. Даже если Индия резко пойдет в антикитай и в проекты по типу США, Австралия, Япония, Индия. Для нас стратегически важно добиться благоприятствующего положения и зависимости от нас Индийской экономики. Самый надежный способ это владеть и управлять на высоком уровне своими инвестициями в регионе.
- Поддержание мира Индии и Пакистана. А также организацией сухопутного транзита между ними. нарастание экономических связей соседей.
- Производство комплектующих, как альтернатива Китаю.
- Вынос высоко трудоемких производств, у нас катастрофическая нехватка рабочей силы.
- Развитие торговли с регионом большой Индии.
Как организовать этот Госплан по Индии
По сути это близко к министерству развития Индии, как региона. Берем один город, например Томск, Омск или Новосибирск (близкие по часовому поясу к Индии) там строим всю инфраструктуру Госплана, в нем же аккумулируем людей и культурные связи. Можно создать образовательные учреждения по изучению региона и использовать этот город как школу дипломатов, управленцев и бизнесменов.
Концентрируем взаимодействие всех министерств России по сотрудничеству с Индией, Пакистаном, Бангладешем, Непалом и Шри Ланкой через наш Сибирский Госплан развития Индостана.
Назначаем конкретных лиц, делая их медийно привлекательными для публики большой Индии. Тут нужна группа лиц не только посол, но и конкретные лица от культуры до условных наших специалистов по отраслям. Например наш эксперт в области ЖД, которого будут уважать индийцы и прислушиваться. И так в каждой необходимой сфере.
Такая организация позволит изучая экономику региона, искать те ниши куда можем направлять наш экспорт и инвестиции.
Почему не в Москве?
Главная особенность региона, которая очень плохо доходит до многих это регионализация и кастовость общества. Эту особенность надо учитывать и чувствовать. Для решения этой задачи и перенос нашей интеллектуальной силы из Москвы, чтоб в новое место поехали те кто это хочет делать и интересуется темой. Нам по сути дела, как и с нашим футболом, надо новым людям дать возможность с нуля начать делать по-новому. И нет в этом вопросе ничего лучше расстояния и смены места (Петербург- пример использования Петром 1 этого метода, когда с ним из Москвы поехали только амбициозные и готовые действовать люди).
Инвестфонды, банки- второй кит.
Экономика Индии развивает и это огромный рынок, наши зависшие рупии это колоссальная сумма денег. На них можно создать Русско-Индийский банк. Добиться чтоб его отделения были в каждом штате Индии и была сеть взаимодействия с местными силами и элитами. Это при громадной регионализации Индии даст большую опору для сотрудничества.
С нашими возможностями можно использовать отработанный Китайцами метод по захвату рынков долгим субсидированием и выдавливание конкурентов.
На данный момент в Индии запущена программа модернизации критической инфраструктуры, многое делается на кредиты Всемирного банка и Японии, например грузовые коридоры
DFC Система грузовых коридоров Индии. Красны и желтый реализованы на 70% к концу 2023 года.
Это дает нам возможность стать совладельцами критически важной инфраструктуры региона в том числе и нашего пути Север-ЮГ.
Одним из свойств инвестиций- это заход сразу в несколько конкурирующих проектов. Нам не надо, как СССР вкладываться в один конкретный завод или объект, мы можем разделить с другими риски просто имя свою долю.
Большой инвест фонд в руках Русско-индийского банка. может стать аналогом по влиянию Японии, которые по сути кошелек многих “Западных” проектов.
Поддержка отечественных предпринимателей- третий кит.
Финансовая поддержка наших предпринимателей и экспортеров в Индии одна из задач с которой не смогли справится наши министерства. Этот факт подтверждается мизерным импортом из Индии и региона.
Но имея информацию от Госплана по Индии, опираясь на сеть наших банков и студентов обученных в России мы можем занять уникальную нишу в торговле с регионом. По сути у нас будет инструмент и ресурсы на заполнение открывающихся ниш в наших экономиках.
Пример. Банальные экзотические фрукты, почему они не могут быть выращены в Индии нашими компаниями, упакованными на нашем оборудование, доставленными через наш порт в Индии. Хоть это и наивный пример, он отражает суть подхода.
Одной из возможностей является главное преимущество Индии- аутсорсинг, мы можем субсидировать затраты наших предпринимателей вовлекая индийских поставщиков. Это прекрасная возможность на низовом уровне укрепить сотрудничество.
Вывод
Так вкратце я вижу три кита новой политики в отношение к Индии и её соседям. Индийский регион есть, есть национальные интересы России, есть избыток средств. Нам надо изменить наш подход и действовать, развивая сотрудничество и связи с учетом разумного подхода и баланса.
Куда надо инвестировать уже сейчас
Кроме построения самого Госплана по делам региона Индостана и банка Русско-индийского есть ряд важнейших проектов. Это транспортные проекты, которые позволят нам утвердить наше влияние и частично ввести свои инженерные стандарты в регион, что даст нам ещё более прочную связь. Тратим рупии с умом!
Проект №1 Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар
Коридор Жд Мазари-Шериф Кабул Пешавар
Суть проекта- соединяем Узбекистан, Афганистан и Пакистан. Россия получает сухопутный выход на ЖД сеть Индии, Пакистана, Бангладеша, Шри-ланки и Непала.
На данный момент идет активное обсуждение процесса строительства магистрали. Узбекистан, по всей видимости в 2022 году, заручился поддержкой России в этом проекте, тем более в свете ухудшения отношения с Казахстаном Россия может более активно сотрудничать с Узбекистаном в Средней Азии. Если учесть, что Пакистан тоже заинтересован в этом проекте и ищет малейшей возможности снизить Китайское влияние- можно надеяться на перспективу этого начинания.
Технические аспекты
Сам проект интересен тем, что скорее всего в нем будет использоваться наша колея 1520 мм. В этой колеи построен первый действующий участок , соединяющий Термез (Узбекистан) и Мазари-Шериф (Афганистан). Он был построен в 2010 году и мы имеем первые 75 км дороги. В Термезе Узбекистан начал обучать специалистов из Афганистана на основе наших стандартов пространства железной дороги колеи 1520.
Требуется построить ещё 760 км до границы Пакистана, где будет смена колесных пар на Индо-Пакистанскую колею 1676 мм. В 2022 году совместными усилиями Узбекистана и Пакистана началась проработка маршрута с посадкой на местности. По проекту будет построено 33 станции, 3 тоннеля, 336 мостов и путепроводов. Проект оценивается 4.6 млрд долларов и 5 лет реализации.
Наша выгода
Это по сути сухопутный маршрут в регион, причем наша колея становится доминирующей в Афганистане и мы включаем в наше технологическое пространство новую страну. А так же мешаем Китаю соединится своей колеёй с Ираном, создав альтернативу нашему транзиту через Транссиб.
Проект №2 Инвестируем в главный проект Индии
В Индии при поддержки Азиатского банка развития и Японии идет строительство опорной сети транзитных грузовых коридоров. Проект по важности сравним с Транссибом для России. У нас есть возможность войти в этот проект наряду с Японией. Полное описание данной системы у меня в посте.
DFC Проект №3 Наша колея в центр Индии. Хочу свою идею предложить
При завершение проекта ЖД от Узбекистан до Пакистана у нас будет прямая сухопутная связь с ЖД системой Индии, Пакистана, Бангладеша. Появится стыковая станция на границе, где будут менять колесные пары, перегружать вагоны. Всё это происходит у нас на границе с Китаем и Польшей. Эти операции дают удорожание доставки грузов и замедление транзита до нескольких суток.
На карте участок 0- проект Термез-Пакистан. А участки 1, 2, 3 соответствуют этап в описании.
Этап 1 граница- Исламабад 220 км.
Мое предложение выкупить территорию и построить двухпутную железную дорогу от границы Пакистана до столицы Исламабад в колее 1520 мм. Организовать ЖД маршрут длиной в 220 километров. Это позволит нам иметь прямой доступ к центру Пакистана. без перегрузов на границе и в нашем железнодорожном стандарте.
Этап 2 Исламабад-Лахор-Лудхияна 450 км.
Продолжить нашу колею от столицы через важнейший пакистанский город Лахор до сухопутного индийского порта в городе Лудхияна . Эта ЖД длиной 450 километров соединит второй по величине город Пакистана и экономический центр с началом восточного
DFC. Лудхияна это начало восточного участка DFC. В этом сухопутном порте идет концентрация, складирование грузов с автотранспорта и обычной Индийской ЖД. Это точка формирование грузов и перегрузок с одного транспорта на другой, в этом месте смена колеи вагонов не несет замедления сроков доставки.
Этап 3 Лудхияна -Дели 300 км.
Привести нашу колею в столицу Индии, дать возможность организовать не только грузовые перевозки без перегрузки со всеми странами СНГ, Монголией и Финляндией, но и пассажирские, и что самое важное почтовые. Организовав прямые почтовые перевозки мелких грузов, мы сможем создать аналог алиэкспресса на базе Индии и заменить часть Китайского ширпотреба Индийским и Пакистанским.
Итог
Реализовав строительство ЖД магистрали до Дели, мы создаем новую реальность в отношениях с Индией. У нас появится связка Индии и Пакистана, которая будет независима от конфликта сторон, что даст возможность зарабатывать на торговле стран. Мы создадим альтернативу Китаю и прямой доступ на рынок региона.
Завершение
Наше сотрудничество с Китаем хорошо, но есть одна правда, которую не стоит забывать. Мы меняем ЕС на КНР, вместо того чтоб сделать шаг к подлинному лидерству. И возникший дисбаланс в торговле с Индией это хороший шанс создать нечто новое в нашей внешней политике. Организовать долгосрочное сотрудничество на взаимных началах без перегибов в альтруизм..