Мексика 2013: Юкатан

May 31, 2013 16:32

Недавно вернулась из Мексики и готова поделиться деталями, маршрутом и бюджетом своего самостоятельного путешествия по Юкатану.

Как обычно, без долгих лирических отступлений делюсь практической информацией:

1. Виза

Гражданам России виза для поездки в Мексику не нужна. У кого есть действующая американская виза - едут по ней. Все остальные делают электронное разрешение, которое оформляется автоматически за 2 минуты вот здесь: http://www.inm.gob.mx/index.php/page/Inicio_Autorizacion_Electronica/ru.html

2. Перелет

Поскольку планировалась поездка по Юкатану, попасть хотелось сразу в Канкун. Из Москвы в Канкун летит только чартер Трансаэро, билеты на который не продают отдельно, а лишь в комплекте с отелем на Ривьере Майя. Перелет через Мехико не просто неудобный, но еще и весьма дорогой. Выход мы для себя нашли такой: купить самый дешевый горящий тур в Канкун с перелетом и отелем, но без питания, чтобы, по сути, получить авиабилет. Так и сделали: купили в Чиптрипе тур на 2 недели со 2 по 17 мая. Перелет + отель в Канкуне обошлись в 40 000 руб. (билет с пересадкой в Мехико на нужные даты получался минимум на 50% дороже).

3. Деньги

Взяли с собой некую сумму в долларах, чтобы по-минимуму пользоваться карточкой и не ввергать в искушение мексиканских мошенников :)

Обменный курс доллара к песо на момент моего пребывания составлял 11,6 песо за доллар. Меняли в отеле в Канкуне - как оказалось, у них был один из лучших обменных курсов.

4. Маршрут

Итоговый маршрут выглядел так: Канкун - Мерида - Ушмаль и Каба - Кампече - Калакмуль - Паленке - Сан Кристобаль де лас Касас - Канкун - Тулум - Вальядолид - Канкун

5. Передвижение по Юкатану

Те, кто водит машину, и не боится больших расстояний, могут смело брать в аренду автомобиль. Дороги хорошие, указателей много, движение достаточно спокойное.

Наш выбор, как обычно, автобусы. Нормальный “первый класс” был только на отрезке Канкун - Мерида. Слишком дорого для 4 часов пути, но автобус был и правда очень комфортабельный! На остальных переездах то, что называлось “первым классом”, ничем, на мой взгляд, не отличалось от второго (кроме цены, разумеется ;)) Поэтому дальше ездили в основном вторым классом.

Чтобы попасть на автобусную станцию, нужно спросить terminal ADO. ADO - крупнейшая местная автобусная компания, но на ее станциях продаются билеты и других компаний.

6. Отели

По маршруту ничего заранее не бронировали. Смотрели по ситуации, решали, куда поедем, на месте находили отель. По ценам можно было бы найти и более дешевые варианты, но нас такие цены утраивали и было лень искать :)

7. Бюджет поездки

40 000 руб: перелет, отель в Канкуне

6215 песо (536 долларов) на экскурсии, отели вне Канкуна и переезды по Юкатану

660 долларов на питание и прочие расходы

А теперь подробнее:

2 мая: Канкун

Поздно вечером мы с подругой прилетели в Канкун. Я, по наивности, предложила воспользоваться трансфером в отель, который был включен в стоимость пакета - это была ошибка и больше я так делать не буду. Лучше брать такси, что мы и сделали на обратном пути. Из аэропорта до отеля мы ехали 4 часа - при том, что дорога занимает 20 минут. Сначала 2 часа ждали каких-то опаздывающих туристов, которые в итоге так и не явились, а потом еще 2 часа развозили всех по отелям - представитель туроператора "помогала туристам, не говорящим по-английски, заполнить карточки отеля" по полчаса в каждом отеле. Видимо, переписывали по буквам данные загранпаспортов.

Помимо этого мы имели удовольствие во время дороги до отеля прослушать лекцию о том, как опасна страна Мексика, как алчны мексиканцы и что ни в коем случае не следует куда-то ехать самостоятельно, а только в сопровождении гидов оператора. Как мне сказали, такой текст зачитывают в каждой стране, просто мне повезло никогда не бывать в групповых турах :)

Все, пятиминутка ненависти закончилась, теперь о хорошем.

3 мая: Канкун

Один день мы провели в Канкуне и Плайе дель Кармен, разведали окрестности, узнали, что к чему, чтобы на следующий день отправиться в Мериду.

4 мая: Мерида

Купили билеты и поехали в Мериду. В тот момент мы еще не знали, что можно было купить более дешевый класс, поэтому билеты обошлись в сумасшедшие по местным меркам 498 песо. Дорога из Канкуна заняла 4 часа.

Мерида - прекрасный город, очень мне понравился! Чистый, красивый, жители общительные и дружелюбные (как, впрочем, и везде за пределами Ривьеры Майя).

Сразу нашли агентство и купили на следующий день экскурсию в Ушмаль и Каба. Туда можно доехать самостоятельно, но у нас была плотная программа и мало времени.

Мерида была первым городом вне туристической зоны Ривьеры Майя, и здесь же мы начали встречать доброжелательных местных жителей, которые готовы были нам помочь, проводить, куда нужно, дать советы, потратить на нас свое время. И один житель Мериды сказал нам то, что потом в других местах мы еще не раз слышали: “Если тебе кто-то помог, что-то для тебя сделал - поблагодари, но не давай денег. Так ты оскорбишь человека, ведь он помогал от всей души!” (это к слову об “алчных” мексиканцах).

Еще одно сильное впечатление из Мериды - макечи.

Макеч - живой жук - брошь. Такие жуки водятся только на Юкатане, а продаются в Мериде. Живут от 2 до 5 лет! Легенда майя гласит, что в жука был превращен возлюбленный одной принцессы, а она приказала его украсить драгоценными камнями и стала носить как брошь, чтобы никогда с ним не разлучаться :)

Автобус 1 класса Канкун - Мерида: 498 песо
Отель в Мериде: 490 песо за двухместный номер

5 мая: Ушмаль и Каба

Утром поехали на экскурсию. Места очень красивые, но на пирамиду в Ушмале лазить нельзя, а так хотелось :) Экскурсовод, правда, был фиговый и нес чушь про майя, прилетевших на землю из космоса, но мы отбились от него и гуляли сами по себе.

Бюджет:
Экскурсия Ушмаль-Каба: 425 песо (обед включен)
Входной билет в Ушмаль: 180 песо
Входной билет в Каба: 40 песо
Отель в Мериде: 490 песо за двухместный номер

6 мая: Кампече

Приехали в Кампече (2 часа из Мериды). Еще один прекрасный город - Кампече мне понравился даже больше, чем Мерида! Здесь удивительная творческая атмосфера: много скульптур, выставка прямо на улице, тепло, берег моря, по променаду бегает куча народу - занимаются спортом. В общем, очень здорово!

Нам нужно было придумать, как попасть в Калакмуль - самый большой город майя в Мексике, который находится в джунглях, в огромнейшем национальном парке, вдалеке от всех населенный пунктов. На машине из Кампече туда ехать 5 часов.

В агентстве, которое мы нашли, нам предложили машину с водителем, который нас свозит туда и обратно. До вечера собралось еще 3 желающих съездить, в итоге в машине мы были впятером + водитель.

Автобус Мерида - Кампече: 170 песо
Отель в Кампече: 550 песо за двухместный номер (отличный отель!)

7 мая: Калакмуль

Ни свет ни заря поехали в Калакмуль. Ехать 5 часов, но что поделать. Калакмуль однозначно того стоит! По территории города мы гуляли самостоятельно: на тропинках установлены указатели и самый длинный маршрут занимает 3 часа.

Удивительное место! Идешь по лесу, над головой скачут обезьяны, вокруг то и дело попадаются руины больших и поменьше пирамид - красота! Город сильно заросший, хотя его и расчищали - в джунглях растительность с трудом поддается контролю. Здесь находится самая высокая пирамида майя на Юкатане, а всего было 2 очень высоких пирамиды, и на обе можно было забраться! :) Людей почти нет - сюда мало кто доезжает, а те, кто все-таки приехал, рассеиваются по огромной территории.

Вернулись в Кампече часов в 8, поужинали и поехали ночным автобусом в Паленке.

Бюджет:
Поездка в Калакмуль (машина с водителем туда и обратно) 900 песо с человека (стоимость зависит от количества человек в машине - чем народу больше, тем, конечно, дешевле)
Входные билеты (несколько пунктов контроля): 28 + 54 + 35 песо
Автобус Кампече - Паленке: 298 песо

8 мая: Паленке (Панчан)

Еле пережив ночь в диком невыносимом холоде кондиционированного автобуса приехали в Паленке.

Совет всем путешествующим по Мексике: несмотря на жару снаружи всегда в поездки на любых автобусах запасайтесь теплой одеждой или одеялом - охлаждение работает так, что можно замерзнуть насмерть! :)

На станции сразу взяли такси и поехали в поселок Панчан, который находится возле руин Паленке. Здесь, в самых что ни есть джунглях, много отельчиков и хостелов. Мы сняли номер в одном из них и решили весь день отдыхать и отсыпаться.

В Панчане нет ничего, кроме отелей и кафе-ресторанов (скромных, но со вкусной едой), но зато отсюда до руин Паленке можно дойти пешком минут за 20.

Отель в Панчане: 300 песо за двухместный номер

9 мая: Паленке - Сан Кристобаль де лас Касас

Идти в Паленке нужно рано утром. Рано - это часов в 6 :) Потом начинается дикая жара - влажность высокая всегда, а когда печет солнце, становится совсем тяжело.

Паленке сейчас - это великолепные руины и огромная ухоженная территория, похожая на парк. Не знаю, как мог выглядеть город во времена майя, но сейчас вид у него вполне европейский. Впечатление портят только толпы гидов на входе, которые ежесекундно дергают с предложением своих услуг, и лотки с сувенирами на самой территории комплекса. Такое почему-то только в Паленке.

Во второй половине дня поехали в Сан Кристобаль де Лас Касас - город в горах на высоте 2200 метров над уровнем моря. Сан Кристобаль находится в штате Чиапас с самым большим по численности коренным индейским населением в Мексике.

Город красивый, спокойный, в отличие от других мест Юкатана здесь почти нет русских (“почти” - потому что сколько-то наверняка есть, но мы не встретили ни одного). Единственный минус - очень много попрошает и уличных торговцев. Они пристают ежеминутно, когда сидишь в уличном кафе, и это немного раздражает. Конечно же, это не должно стать причиной, чтобы не приехать в Сан Кристобаль!

Здесь хорошие бары и рестораны, магазины с необычной одеждой и сувенирами, несколько интересных музеев. В Сан Кристобале есть большой культурный центр, где можно позаниматься йогой, капоэйрой, искусствами и много чем еще.

Это город, где можно просто спокойно отдохнуть, гуляя по улицам, дегустируя местный кофе, наслаждаясь приятным климатом и знакомясь с людьми.

Входной билет в Паленке: 27 + 57 песо
Автобус Паленке - Сан Кристобаль де лас Касас: 96 песо
Отель в Сан Кристобале: 750 песо за двухместный номер за ночь

10-11 мая: Гуляли по Сан Кристобалю де лас Касас

12 мая: Сан Кристобалю де лас Касас

Днем выехали в Канкун прямым автобусом компании Cristobal Colon. Автобус вполне нормальный, не отличающийся от автобусов ADO, а стоимость билета существенно ниже. Нас ждали почти 19 часов пути - впервые ехала так долго :)

Как ни странно, это оказалось легче, чем я ожидала: несколько фильмов, книжка, сон - дорога прошла почти незаметно.

Автобус Сан Кристобаль де лас Касас - Канкун: 540 песо

13 мая: Канкун

В 10 утра приехали в Канкун, вернулись в тот отель, который входил в пакет вместе с авиабилетом из Москвы, и весь остаток дня купались, загорали и отдыхали.

14 мая: Тулум

Решили поехать в Тулум - город майя на берегу моря, в 2 часах езды от Канкуна. Ехать не сильно хотелось, тем более в такую жару, но не увидеть Тулум было бы обидно.

Сели на маршрутку (они очень приличные и быстрее автобусов!) и доехали сначала из Канкуна до Плайи дель Кармен, а оттуда до Тулума.

В Тулуме, помимо, разумеется, руин города, великолепнейшие пляжи. Обязательно нужно захватить купальник!

Гид здесь не нужен, но на подходах к археологическому центру вас будут останавливать на каждом шагу и предлагать купить экскурсию. Можно просто отказываться и идти дальше. Если руины вас не интересуют, идите сразу на пляж - для этого не нужно покупать входные билеты в Тулум.

Маршрутка Канкун - Плайя дель Кармер: 30 песо в одну сторону
Маршрутка Плайя дель Кармен - Тулум: 60 песо в одну сторону
Входной билет в Тулум: 57 песо

15 мая: Вальядолид

Решили съездить в Вальядолид посмотреть сеноты - естественные провалы известняковых пещер с подземными водами. Сенот много и в районе Тулума и Плайи дель Кармен, но сеноты Вальядолида больше известны, поэтому поехали туда.

Приехали в Вальядолид, взяли такси до самой известной сеноты - Zaci. Доехали, посмотрели и стали думать, куда ехать дальше. В путеводителе, во-первых, описаны не все сеноты, а во-вторых, было непонятно, какие из них являются открытыми, а какие - совсем подземными пещерами. Нас интересовали последние. Спросили совета у местного жителя - он долго объяснял и рассказывал, а потом взял ключи от машины и повез нас сам по всем достойным внимания местам :)

В сенотах можно купаться. Даже не можно, а нужно :) Жара такая, что хочется остаться прямо там. Как сказал нам хозяин одной из сенот, “это еще не жара! бывает до 45 градусов!” - жуть.

Автобус Канкун - Вальядолид - Канкун: 190 песо
Оставили человеку, любезно нас повозившему по сенотам: 200 песо
Входные билеты в сеноты: 25 + 15 + 10 песо

16 мая: Канкун - Москва

Вылет в Москву был вечерний, поэтому на весь день поехали в Плайю дель Кармен погулять по магазинам и купить сувениров. В Мексике безумно красивая керамика, которую очень хотелось привезти домой :)

В аэропорт решили ехать на такси, а не с оплачанным трансфером туроператора, поэтому доехали быстро, не ожидая, пока соберутся нерадивые туристы со всех отелей.