Дебют

Aug 31, 2017 11:36

Представляю вам нашего дебютанта: мой папа Юрий Иванович пишет о своей жизни.


"2017_07_27
Уроки жизни

«Стадное чувство»

Далекие 1950-е …
Наконец-то я хожу в в школу, в Первый класс ! Все внове. Двухэтажное
здание школы, построенное и подаренное городу ещё в царское время
господином Прозоровым, по-видимому, очень богатым человеком, выглядит
достаточно уютно. Одна из девочек в нашем классе носит фамилию Прозорова,
но не признается, что она родственница основателя этой школы. Может быть,
так оно и есть. В общем, я разевал рот и не заметил, что группа ребят из нашего
класса о чем-то договаривалась.
Как позже мне рассказали, один наш одноклассник во время урока как- то не так ответил учительнице, а может быть, застеснявшись, ничего не ответил, и вот группа заговорщиков, расценила это поведение как нанесение обиды их любимой учительнице! А учительница эта, должен сказать, имела взрывной характер. Часто срывалась на крик, можно сказать «ни с того, ни с сего» на нас, первоклашек. Её побаивались не только мы - школьники, но и директор школы. Муж у неё, видите ли, то ли в районном, то ли в областном отделе народного образования работает.
Так вот. Уроки закончились и я иду домой. Как сейчас помню. Был теплый
солнечный осенний день. У меня прекрасное настроение. И вдруг, обгоняя
меня с криками: « Вот он! Вот он!» несётся ватага мальчишек из моего класса.
я присоединился - свои же! А своих в России не сдают. Ноги у меня в то время
были довольно быстрые и вскоре вся ватага осталась далеко позади, а впереди
вижу еще одного мальчишку из нашего класса, небольшого, коренастого. Хотел,
пробегая, пригласить и его поучаствовать в забеге, и вдруг он, резко
развернувшись, выставляет навстречу мне свою правую руку. Наткнулся
грудью на его кулак и остановился как вкопанный не столько от боли, сколько
от мысли - а чего это я бежал и зачем?
Вскоре набежала ватага. Противники сражались портфелями, но уже без
меня. Через некоторое время битва закончилась вничью, без особого
физического урона для противоборствующих сторон. А вот рубец от моральной
раны, нанесенной самому себе остался на всю жизнь.
Так я внезапно получил внеклассный урок жизни и узнал, что такое «Стадное чувство».

Небольшое продолжение этой истории. В то советское время педагогическая наука считала, что успеваемость в школе поднимется, если к слабым ученикам «прикрепить» более сильных. К последним был отнесен и я.
Так получилось, что меня прикрепили как раз к тому самому мальчику, и я один или два раза ходил к нему домой помогать делать домашние задания.
Выяснилось, что живет он только с отцом, мамы нет. Отец все время на работе. А школьный метод обучения для этого ребенка не пригоден. Уже будучи взрослым я понял, что таких детей не так уж и мало, Все они тем или иным образом получают сведения, необходимые для жизни в цивилизованном обществе, некоторые даже делают очень успешные карьеры.
Про этого мальчика я больше ничего не знаю, поскольку в скором времени по рекомендации руководства школы отец перевел его в другую, так называемую «вспомогательную», школу.

«Правдолюб»

А теперь, о том как я сам попал под репрессии со стороны своей учительницы.
Как я уже говорил, в школе я был отнесен к разряду успевающих, но что
интересно. Просматривалась следующая четкая корреляция. Как только та
самая наша постоянная учительница в очередной раз на длительное время
заболевала (за время моего обучения с 1-го по 4-й класс это было раза три), и
её замещали другие учителя - я был «круглым» отличником и получал
похвальные грамоты. Когда же она возвращалась, мне приходилось быть
только «твердым хорошистом».
Однажды, был такой случай. На уроке русского языка эта учительница
написала на классной доске ряд трудных слов для нас - третьеклашек и среди
этих слов я вижу слово «ЗЛОВЕЙШИЙ». Ну, думаю, опечатка, с кем не бывает.
Поднимаю руку и говорю - это слово пишется так - «ЗЛОВЕЩИЙ» .
Что тут началось... !
В конечном итоге последовало обвинение в срыве урока и
выставление меня за дверь. Пришлось подчиниться. Уверенность в своей
правоте у меня была, слово это где-то встречалось , но где именно не помню.
Естественно, мысль воспользоваться для доказательства мобильным
интернетом у меня отсутствовала, поскольку сам интернет ещё не
родился. Были библиотеки, там скорее всего словарь дадут только в читальный
зал, то есть этот вариант не годился. Прихожу домой, начинаю перебирать
книги, которые у нас в семье были. Книг немного, но, среди них, какие:
 Атлас командира РККА (рабоче-крестьянской красной армии)
 Собрание сочинений А. С. Пушкина (издание 1937г.)
 Собрание сочинений В. В. Маяковского
 «Война и мир» Толстого Л.Н.
и даже История ВКП(б) с большим количеством фотографий, на которых
лица некоторых людей были замазаны чернилами.
Вдруг вижу небольшую книжечку «Орфографический словарь» под редакцией Ожегова. Быстро проверяю, есть ли это слово и как оно пишется. Это слово есть и пишется оно «зловещий». Всё! Я могу идти обратно в школу со словарем и никто, по моему мнению, не может меня остановить.
На пол-дороге к школе встречается одноклассник. Тихий спокойный мальчик Николай. Идет домой. Оказывается, после того как учительница меня выгнала, она сама расплакалась и отпустила всех домой на полтора урока раньше положеного.
Я показал Коле словарь со «зловещим » словом. И вдруг он
говорит: Ты, конечно,прав. А в школу сегодня ходить не нужно. Учительница
тоже уже ушла. Да и вообще, не стоит показывать ей этот словарь, уж очень она
нервничает.
Насчет того, чтобы не ходить сегодня в школу, я понял сразу и с этим
согласился. Но почему не нужно доказывать, что я прав? На следующий день
я был во всеоружии, то есть со словарем. Но триумф не состоялся. Учительница
в очередной раз надолго заболела, и история эта постепенно забылась.
Я благополучно перешел в пятый класс с похвальной грамотой. Учительница переключилась на новый набор первоклашек, а Николай в дальнейшем стал православным священником.
Смысл его совета начал доходить до меня лишь с возрастом. Где - то далеко за тридцать. Когда несколько раз наблюдал, что покалечить и даже убить человека можно не только ложью, но и правдой.
Не зря люди говорят- Бог правду любит, да не всю скажет.
И последнее. Интеллигентный человек отличается от не интеллигентного не
только тем, что моет руки как до, так и после туалета, но и, кроме прочего, тем,
что не бьет ногами поверженного противника."

От себя лишь добавлю: Пожелания успеха автору!

"уроки жизни_ЮИТ", подсолнушки, семья, Киров, проба кисточки

Previous post Next post
Up