Якоби́ты (англ. Jacobites) - приверженцы изгнанного в 1688 «Славной революцией» английского короля Якова II и его потомков, сторонники восстановления на английском престоле дома Стюартов. (Википедия)
Этим словом в Шотландии называется куча всего, в том числе и настоящий ретро-паровоз, который до сих пор ходит по маршруту Fort William - Mallaig. Для туристов это развлечение, а местные используют его, как обычную электричку, чтобы попасть из пункта А в пункт Б.
На самом деле, паровозик не один, их там несколько. Не помню сейчас, где мне попадалась такая информация, но я читала, что собственно локомотивов по этой ветке ходит два или и три, и все они паровозы, то есть, с паровым двигателем. Если соберетесь прокатиться, то имейте в виду, что билеты бронируются на сайте ж/д компании,
вот на этом сайте. Билеты продаются в вагоны двух классов: стандартный (33 фунта + сервисный сбор) и первый (55 фунтов + сервисный сбор). Сервисный сбор что-то вроде 2.5 фунта за билет. Обычно все покупают билет туда-обратно (return).
Этот паровозик и эту ветку железной дороги можно увидеть в фильмах о Гарри Поттере. Якобит, это и есть тот самый Хогвартс Экспресс. Поэтому для фанатов Поттерианы эта поездка - отдельной удовольствие.
Хогвартс Экспресс
![](http://s005.radikal.ru/i212/1308/3e/25e785787627.jpg)
А вот Якобит на вокзале в Форте Уильям.
Машинист.
Колесико.
Машинист добавил в топку угля и проверяет давление.
Вот эта часть железнодорожной ветки называется "виадук Гленнфиннан". Её тоже видно в фильмах о Гарри Поттере, плюс, эта часть маршрута считается самой живописной, с виадука открываются прекраснейшие виды на горную долину. А изображение дымящего паровозика, едущего по виадуку считается его визитной карточкой. Фотографии на виадуке делали я и мои друзья. Мы сидели в разных местах, у нас были разные камеры, поэтому и фото получилось очень-очень разные.
Это мое фото. Мы сидели слева по ходу движения поезда, в предпоследнем вагоне. Благодаря такому положению, мы смогли сфотографировать из окна паровоз в тот момент, когда он сворачивал на виадук.
Это фото Олега. Так выглядела на виадуке передняя часть поезда.
А так выглядел хвост состава.
А это фото Наташи с Мишей, они ехали в первом классе. :)
Вот так выглядит вагон первого класса. Одно кресло на одного пассажира, приносят бесплатный чай.
![](http://s50.radikal.ru/i130/1308/64/d3f074ad52f9.jpg)
Кроме виадука, поезд проезжает еще множество красивейших мест.
Пейзажи Шотландского Нагорья.
Пейзаж 1.
Пейзаж 2.
Пейзаж 3.
Пейзаж 4.
Пейзаж 5.
Пейзаж 6.
Пейзаж 7.
Пейзаж 8.
Поездка в один конец длится что-то около двух часов. На пути в Маллай поезд совершает длительную остановку, вся толпа высыпает из поезда на платформу, и предприимчивые шотландцы предлагают посетить небольшой музей, посвященный Якобиту, и, конечно же, сувенирный магазин. Из поезда выходит дядька в килте, достает волынку и начинает на ней играть. Видимо, для пущего национального колорита.
Всего поезд стоит около двадцати минут. На обратном пути он эту остановку не делает, идет прямиком в Форт Вильям.
И вот навонец мы прибываем в крошечный городочек или даже скорее деревню Mallaig. Местные произносят название как "мЭлиг", на русских картах этот город обозначен, как Маллай. Когда-то это был крупнейший рыбный порт по вылову сельди. И это уже не пресноводный Каледонский канал, а самое настоящее море! Из Маллая ходит паром на остров Скай.
Первым делом мы пошли к морю, и не зря! Потому что я, например, никогда не видела в живой природе тюленей. А здесь - пожалуйста!
![](http://s017.radikal.ru/i439/1308/b8/3dd093aee92f.jpg)
Вот такие кораблики в бухте Маллая.
Панорама бухты 1.
Панорама бухты 2.
Обратный рейс на паровозике у нас был через два часа. За это время можно успеть прогуляться по деревушке, прикупить сувенирчиков и пообедать в местном ресторане.
Мы с Аней сходили в рыбный ресторан, где кормят очень вкусными и недорогими рыбными блюдами. У меня фотографий нет, но я знаю, что Ани точно есть. Если она сбросит мне копии, то покажу, что мы с ней заказывали.
Вот вся наша компания на станции в Маллае перед отправлением назад. Я, Аня Олег и Миша. Наташа нас снимала, а Ваня с нами не ездил. Он уже катался на Якобите в прошлом году.
![](http://s017.radikal.ru/i424/1308/13/0198e22b4ea4.jpg)
Честно говоря, на пути туда я не очень прониклась путешествием на паровозе и так и не поняла, чем это интереснее/лучше/прикольнее путешествия на обычном локомотиве (кстати, в Хайлендз локомотивы дизельные).
Но на пути обратно я прочувствовала всю прелесть и действительно прониклась паровозами. Паровозик отсоединили и поставили с другого конца состава, чтобы ехать обратно в Форт Вильям. Мы с Аней были в предпоследнем вагоне, а теперь оказались во втором по счету от паровоза! Вот это было классно! Во-первых, стало слышно, как паровозик свистит паром, как делает "чух-чух", ну и самое главное, мы смогли почувствовать на себе, как он сильно дымит!!! Окна в вагонах были открыты, поэтому к нам периодически задувало ветром дым от паровоза. А когда мы проезжали туннель, весь дым шел в вагоны поезда, потому что больше ему в туннеле деваться некуда.
Кроме того, давайте не будем забывать об угольной саже! Она щедро сыпалась в открытые окна и оседала на голове, на одежде, на лицах, на столах и сиденьях вагона.
Выглядело это вот так.
И вот так.
К слову сказать, дым был не такой уж едкий. Я, например, лицо не закрывала. Но если проблемы с дыхательными путями, тогда другое дело. А Аня на пути обратно уснула и проспала всю дымовую атаку! :)
Обратно мы доехали быстрее, примерно за 1 час 40 минут, потому что не делали двадцатиминутную остановку. А затем пошли узнавать про потерянную Олегом два дня назад электронную книгу.