Оригинал взят у
kapitanzapasa в
Эрнест Хемингуэй: «Христианами нас делает поражение».С большим интересом прочёл статью протоиерея Георгия Митрофанова "Мы упустили созидание нашей Церкви".
http://www.pravmir.ru/protoierey-georgiy-mitrofanov-myi-upustili-sozidanie-nashey-tserkvi/ Рекомендую и Вам, друзья мои.
Я не разделяю взглядов сего священнослужителя по некоторым вопросам, но тем не менее...
***
- «Россия, которую мы потеряли»?
- Да мы ее не потеряли, куда она денется. Она считала себя великой, а оказалась просто большой. В какой стране еще так кроваво, долго, всеобъемлюще преследовали христиан? А мы сидим в состоянии перманентной триумфальности: ведь у нас столько мучеников! Но ведь этим надо не гордиться, этого надо стыдиться.
- А мне кажется, не триумфальность, а наоборот, разговоры о том, что все плохо. Но плохо в силу внешних непреодолимых обстоятельств, и с этим ничего поделать нельзя.
- Когда я был ребенком, вышел фильм Ролана Быкова «Айболит-66». Так вот там Айболит, оказавшись в Африке, вместе со своими зверушками поет песню: «Это очень хорошо, это очень хорошо, что пока нам плохо!»
Это очень по-русски. Нет идеи личной ответственности.
И когда мы поймем, что Церковь является тем, чем ее делаем мы, что-то может измениться. Мы хотим жить в прекрасной Церкви? Делайте ее. Церковь - это не киоты, не раки, не святыни, а люди.
Ну что я могу сказать…
Статья смелая. Я бы даже сказал - необычная для обычной елейной манеры современного духовенства.
Обозначены некоторые вещи, о которых даже как-то и не принято в современной Церкви говорить. Можно, знаете ли, и партбилет на стол положить сана лишиться.
Ну я кратенько свои комментарии на особенно понравившиеся вещи…
«Если в течение 49 лет Церковь покажет свою несостоятельность в плане сохранения собора-музея, договор можно и не продлевать. Если, наоборот, ситуация улучшится, то этому можно будет возрадоваться».
- Зачем было создавать очередной повод для противостояния в то самое время, когда в обществе стремительно падает авторитет представителей Церкви?
Или те 800 миллионов дохода, что приносит Исаакиевский собор застят глаза некоторым, облечённым саном?!
Чуть ниже говорится о том, что в Церковь пришли не очень компетентные люди. Так что же, может вопрос с передачей Собора таковые и решили по-быстрому провернуть?!
По-моему, сейчас не время для таких дискуссий и таких решений. Очень выбрано время неудачное. И имиджевые потери для Церкви как бы ни стали слишком большими.
«Потому что в Церковь влились люди, не понимавшие, ни что такое Церковь, ни что такое служение священнослужителя. Они увидели еще одну структуру, в которой можно сохранять у себя привычное идеологически зомбированное сознание, исполненное разного рода фобий, не брать на себя ответственность.
Можно, изменив только риторику, достигать командных должностей, не имея ни серьезного образования, ни серьезных знаний, ни серьезного профессионализма, просто паразитируя на недоразвитых религиозных потребностях наших духовно и психологически дезориентированных современников».
- Потому что в Церковь влились люди… А куда священноначалие смотрело? Или у него всё время «благорастворение воздУхов» происходит да благодать литрами? А может быть тут всё проще - люди, ставшие на командные должности в Церкви в конце 80-х - начале 90-х и были теми самыми людьми, что чуть раньше эту Церковь гнали?! Или были ставленниками таковых…
Согласен, что в Церковь попадает огромное количество случайных людей. Хотя уточню - не в Церковь, а на командные должности в ней. Люди, не знающие, что такое работа над собой, что такое страсти и не собирающиеся в ними бороться, получают неограниченную власть «вязать и решить». Ну они и «вяжут». Так «вяжут», что как бы нам не задохнуться. Так решают, что как бы нам действительно всё это новым «17-м годом» не аукнулось.
«Нередко в семинарию приходят те, у чьих родителей нет денег купить место в престижном учебном заведении, или кто не рискует поступать в светский институт».
- Согласен с процентом «практикующих христиан». Давно нужно было честно признать - никаких 75 процентов верующих в Церкви нет. Есть 3 - 5, до 40 на Крещение и до 50 на Пасху. Но это уже будет процент скорее «захожан» или «приношан».
Перед кем мы всё время бьём себя в грудь с пресловутыми «75-тью процентами»? Перед обществом? Да оно и так знает правду. Перед «дорогим Владимиром Владимировичем» (ТМ)?! Кому нужна эта «пыль в глаза»?
«А, с другой стороны, указывал (речь о Шмемане) на главную опасность для Церкви нашего времени - подмену живой веры во Христа идеологией, как бы она ни называлась».
- Все 90-е, начало 2000-х абсолютное большинство священников на приходах были прорабами, строителями, восстановителями стен и никак устроителями общин, созидателями душ человеческих. Однажды я, путешествуя по Рязанской епархии, остановился у одного хорошего священника. Так он не уделял особого внимания всем этим ремонтам, покраскам-постройкам. Меня тогда это очень удивило. Сейчас я понимаю, как он был прав, уделяя основное время общению с прихожанами, исповедям, служению Литургии. Восстанавливая стены, мы забыли о людях. Не получится ли так, что скоро мы опять будем лишены стен?!
Мы не выучили урок «17-го года». Не оставит ли нас Господь «на второй год»? Не спросит ли строго - что мы поняли из той ситуации?
«Он воплотился у нас в многочисленных крещеных замполитах, иной раз даже и в рясах».
- Я просто ужаснулся от смелости этого священника. Не будучи сторонником некоторых, очень странных, воззрений сего протоиерея, тем не менее вынужден признать его правоту.
Более того скажу - мне приходится чаще видеть в жизни именно таких вот «замполитов в рясах». Причём в буквальном смысле - священников, бывших до рукоположения заместителями командиров по воспитательной работе. И я вам скажу - методы работы, а также стиль командования «выполни и доложи», очень много приносят Церкви бед и проблем.
«Слово настолько обесценилось, что очень трудно найти подлинные слова. Они могут быть правильные, но не убедительные. Для того, чтобы слово могло что-то менять, человек, его произносящий, должен за него отвечать. А чаще всего никто за свои слова не отвечает: в одних ситуациях говорят одно, в других другое, и это никак не определяет жизнь, в том числе и говорящего».
- Вынужден добавить - слово в том числе и из уст тех, кто находится на самой вершине иерархической лестницы в Церкви. Если второе лицо позволяет себе хамить, оскорблять, унижать, то чего ждать от митроносцев на местах? Обычному человеку пообщаться с его же правящим архиереем стало не просто сложно, а невозможно. Чаще всего шикарный лимузин подвозит «сиятельное тело» к самому притвору и увозит потом резво и неостановимо на административную встречу с губернатором или богатым бизнесменом.
«Люди устали слышать, в том числе и от нас, священников, правильные слова, которые часто никак не преломляются в жизни самих же священников и самих же христиан».
«Смотря на нашу жизнь церковную, приходится перефразировать слова Христа: «Потому не будут узнавать, что вы - мои ученики, что не будет любви между вами».
- Поистине страшные и горькие слова.
Вспоминаются истории, когда честные, принципиальные, чистые священники запрещались под надуманным предлогом, ссылались, изгонялись, подвергались обструкции со стороны собратьев или от своих «священноначальников».
Имена Адельгейма, Андреева и десятков таких же на слуху у верных.
«Мы все то коммунизм в отдельно взятой стране строим, то Царствие Небесное».
- И почему-то всё время одними и теми же методами. Боюсь, что и «прорабы» такого строительства не те ли же самые?!
Как в восточной притче - воин, победивший дракона, стал так пристально вглядываться в золото, что дракон охранял, что превратился сам в дракона.
В своё время священники и епископы находились примерно в равных условиях перед советской властью: одинаково могли оказаться на нарах или даже хуже - быть расстреляны. Как-то мягче были и их отношения. Епископы не чурались ходить пешком и ели ржаной хлеб с картошкой.
Теперь же епископы стали настоящими князьями церковными. Какое им дело до прихожан, если они и священников ни во что не ставят?! Столы ломятся от вкусной и богатой трапезы в то время, когда большинство прихожан на картошке и ржаном хлебе. Если машина - то обязательно премиум-класса, если дом - то хоромы. Я осуждаю? Отнюдь. Мне горько и стыдно. И если я раньше как-то что-то пытался объяснять своим не верующим друзьям-знакомым, то сейчас перестал. Невмочь видеть. А тут ещё как «черти из табакерки» вылазят разные персонажи навроде Чаплина (не Чарли) или того малороссийского попа с их апологиями богатства священнослужителей.
Ну ладно стали князьями. Дело-то бы делали. А то пойти спросить две тысячи рублей на комплект учебников по «Основам православной культуры» для одного лишь класса - так нет денег. А личные хоромы тянут на «лям зелени» как минимум. А вот запретить попа за то, что он лишь усомнился в правильности гонений на другого попа - так это враз!
Люди «они должны оставаться свободными и, вместе с тем, ответственными».
- Паки и паки прав отец протоиерей. Так должно быть. И увы, их воспитывают на обратном.
«Не лгите, это очень важно. Мы так привыкли лгать во спасение, это словосочетание так утвердилось, что уже постепенно начинаем лгать просто по дурной инерции, выдавая, например, желаемое за действительное».
- Аминь.