Собирались мы на майский сплав долго, на эту реку смотрела еще с марта. В итоге решено было идти с 13 по 17 мая от деревни Безгодово до поселка Усьва. В процессе сборов, выбора маршрута, продумывания логистики и меню я впадала в явно попахивающие маразмом сомнения: от «ой, там же 2 к.с., там все потонут, а меня потом посодют» до «чей-то продуктов мало написала, мужики-то оголодают». Сложности возникали разные и интересные, до последнего менялся состав, и лишь на последней неделе стало ясно, что нас 8-ро.
Итак, пятница, 13е(май, 2011). Катамараны подготовлены, рюкзаки собраны, бегаю по квартире в неглиже - сушу волосы, крашу ресницы.
16:00 - звонок от папы, он не сможет отвезти каты на вокзал - не завелась машина. Засада! Бегаем по квартире с телефонами, ищем газель на «прямо сейчас».
18:00 - время сбора у традиционной «Варежки». На месте только Литр, его жена Ирина и Аня. Выгружаемся из газели, сваливаем все в одну кучу - внушительно.
18:10 Разведка доносит, что Удав уже едет, а Костя все еще дома. До поезда меньше получаса. Матерюсь.
18:30 - у вагона появляется Костя, еще через 3 минуты Удав, он только из зала суда - в белой рубашке.
18:37 - поезд Екб-Березники тронулся. Сели. Налили. В большой сумке у Литра: еще теплые, собственноручно приготовленные пицца и пироги, а также 2 копченые курицы и рулька, которую Ирина накануне заботливо привезла аж из самой Праги. Само собой почти все эти богачества были тут же съедены. Рульку оставили на утро. Вкусно.
14 мая
3:02 - вывалились из поезда, не просыпаясь загрузились в ожидающую нас газель. После своротки на Безгодово - дорога ужасная, грунтовая, изуродованная тяжелым грузовым и гужевым транспортом. В деревню мы прибыли лишь в 6 утра вполне укачанные и утрамбованные местным бездорожьем. Та часть Безгодово, которую мы видели, вполне напоминает «тыл» мира: разбросанные по берегу отходы лесозаготовок, серые покосившиеся домики, одинокие струйки дыма. Необычно выглядит часовенка, что на противоположном берегу выглядывает из-за верхушек елей. Холодно.
8:00 - катамараны собранные, мы поетые - великолепная чешская рулька приятно леглав наши желудки
чаем напитые, готовые стартовать. Уложили на каты рюкзаки и…взрыв. Просто взрыв. Собираем смелость в кулак, снимаем поклажу, не дыша, переворачиваем кат. Дыра на полбаллона зияет прямо вдоль бокового нижнего шва. Матом хвалю всевышнего, что не камера. Судорожно вспоминаем, что наш коллективный мозг знает про ремонт катов. В итоге ближайшие полтора часа тратим на зашивание толстой шкуры тоненькой швейной иглой. То еще удовольствие, надо сказать.
Туристы кололись, плакали, но продолжали шить катамараны. (с)
Для прочности почти надутый кат замотали плотным слоем скотча. (Не забыть, на сплавы брать с собой иглу потолше и скотча побольше). Катамаран тут же получает имя «Калечный». Вот так оно выглядело.
12:00 - аккуратно загружаем каты, три раза перекрестившись, встаем на воду, отчаливаем. Вода спокойная, машем веслами, приноравливаемся другу к другу: Ирина нежно обмакивает весло в воду, я вопреки своему обещанию не рулить периодически табаню, Гера с Литром периодически др др перегребают. Второй катамаран предпочитает двигаться галсами.
Холодно, но очень красиво. В отличие от Чусовой, где в основном сосны, Усьва окружена величественными еловыми лесами с небольшой примесью лиственных. Особенно красиво это смотрится на крутых склонах.
Воды немного, река достаточно спокойная. По берегу отчетливо видна линия максимального весеннего разлива: прижатая течением трава, подмытые корни. Некоторые ели, отчаянно хватаясь корнями за береговые камни, откровенно метят в будущие «расчески».
Первоначальная моя задача - вычислить нашу скорость. Не полагаясь на чудеса современной техники в виде GPS-навигатора в телефоне у Ани, пытаюсь ориентироваться по карте, благо в этот раз она у нас есть. По результатам моих наблюдений за час проходим 5 км, т.е. в день надо по 7 ходовых часов, по крайней мере, сегодня. Проблем с ориентированием нет, удивило, что даже самые маленькие острова на карте поименованы.
14:00 - ушли вперед, потеряли второй кат из виду. Остановились, ждали долго, жаль рации не взяли. Приплывают, оказалось - сели на мель и, стаскивая кат, Аня искупалась. С почином! Степа получает звание заслуженной Принцессы.
Ближе к 16:30 встаем на обед.
Пока готовлю - команда спит вповалку, практически бессонная ночь дает о себе знать.
Горячий супчик пришелся всем по вкусу, взбодрил и согрел.
Решено двигаться до 20:00. Степа с маниакальной настойчивостью целится веслом в уток, по-детски радуется расческам. Все в ожидании обещанных порогов. Где-то через час мы таки поймали сразу пару расчесок и топляк. Шли в сцепке, закусывали и перекусывали, по сторонам ваще не смотрели.
«Спасибо» Удаву, который решил оттолкнуться от нас веслом и прямиком запихнул нас под ель, а за ней еще и береза. Нагнулись и шальная мысль: сейчас за капюшон и все, привет… От топляка с горем пополам вырулили. Удава решено догнать, поймать и четвертовать. Их катамаран получает имя «Косячный».
К 19:00 группа начинает намекать, мол, пора бы уже и место начать искать. Еще в поезде решено, что выбор стоянки поручаем Степе. Ну, он не подводит - отличная площадка с костровищем, запасом дров и почему-то картошки, высыпанной неподалеку. Чалимся на остром повороте, прямо напротив впадения в речушки Крутихи.
Стоянки на Усьве - тема отдельного разговора. Огромное количество вполне обжитых и, тем не менее, почти не загаженных мест, некоторые с солидным запасом наколотых дров, порой даже с лавочками и печкой для бани. Старались быть вежливыми и тоже оставляли дрова для последующих туристов, забирали свой мусор с собой.
По моим расчетам, за день прошли около 28 км, что меньше запланированного максимума, но тоже неплохо, ибо все устали - день-то у нас начался, по сути, с 3 часов ночи.
Готовим ужин: макароны с тушенкой. Понимаю, что 1 кг макарон на 8рых - это в притык, оставляю чуток бульона. Съедено все, несмотря на то, что по ходу мы все время перекусывали. Попытки Геры споить мужиков успехом не увенчались, все усталые потихоньку разбредаются по палаткам. Очень надеюсь, что не замерзнем этой ночью.
15 мая
8 с чем-то. Слышу голоса, выползаю, так и есть - Удав с Литром и Степой уже встали. Сочувственно посмотрели на меня, отрапортовали о готовности костра. Вода в бутылках и лужицы по берегу замерзли, катамараны покрыты инеем.
Но постепенно выглядывает солнышко, становится существенно теплее. На завтрак варили молочную кашу с изюмом, курагой и черносливом. В этот раз я перестаралась, каши получилось раза в полтора больше требуемого. Постепенно к солнышку стали выползать остальные, к 9:30 растолкали Костю. Ворчит и не верит, что уже тепло.
Несмотря на ранний подъем на воду встали лишь в 11:30. Наша цель на сегодня пройти оставшиеся 38 км. Первые полдня боремся с ветром, куда бы не повернула река - ветер строго в лицо, порой выгребаем, чтобы тупо не стоять на месте, так нас сдувает. Двигаемся отрезками: проплыли-встали-дождались второй кат, покурили-выпили поплыли дальше. Догребли до пос. Громовой - дачные участки, ни одного магазина, ближайший населенный пункт, поселок Юбилейный, в 6 км, а вопрос истощения спиртовых запасов все актуальнее.
Народ устал выгребать против ветра, при каждой небольшой стоянке образуется лежбище тюленей. Особенно поражает способность Удава мгновенно засыпать: только лег - уже слышен храп, второе и третье места делят Литр со Степой.
Степа
В женском зачете уверенно лидирует Ирина, мне кажется, она может спать в любых условиях.
Ирина
Ближе к 16 встаем на обед. В этот раз отрубилась я, но поразительная неспособность мужчин находить нужное в указанном месте заставляет встать. Готовим гречу с тушняком. Решаем плыть до 20:00, на ночевку остановиться, не доплывая 5-7 км до поселка Усьва.
19:00 покачались на Шумихинском пороге. Маловато, хочется еще. От насосной станции, что по правому берегу, 2 км до заветного магазина в пос. Шумихинский.
Насобирали денег, договорились с мужиками на насосной и на моцике отправили гонцов. Гонцы вернулись нагруженные и счастливые.
Где-то в 19:30 встал вопрос о стоянке, найденная полянка хороша, но времени еще мало, да и намеченное не пройдено. Большинством голосов решаем идти дальше. Молча боюсь, что ошиблись и до поселка нормальных стоянок нет. Но Степа на высоте: новая площадка тоже хороша, и за ветром, и с дровами порядок. Ужинаем, греемся, выпиваем. В эту ночь разошлись поздно, развлекались байками про охоту. Ночь была холоднее предыдущей.
16 мая
8 с чем-то, выползаю, греюсь у костра, готовлю завтрак. Сегодня рисовая каша с курагой, черносливом и изюмом. Конечно же, со сгущенкой. Остатки коей быстро разбираем на кофе. Как в продолжение вчерашних разговоров утром на противоположном берегу появляются 2 охотника с собаками. Ничтоже сумняшеся они вскидывают ружья и палят в нашу сторону, инстинктивно пригибаемся. Оказывается - над рекой летят утки.
В нас не попали, впрочем, в уток тоже.
Народ на солнышке после завтрака расслабился, валяется, а я всех пинаю - очень хочется успеть совершить вылазку в Каменный город (комплекс скал в южном окончании хребта Рудный спой в 10 км к северо-востоку от поселка Усьва). Идея собраться за полчаса провалилась с треском, выходим лишь через час.
К 12:30 слышим - шумит, сильно шумит, из-за камней и бурления не видно, как лучше идти. Чалимся, смотрим.
Первую ступень с парой торчащих камушков и прижимом слева катамараном «Четкий» (он же «Калечный», он же «Юрий Шостакович») порог проходим ближе к правому берегу - бережем заштопанную гондолу.
Катамаран «Дерзкий» (он же «Косячный», он же «Петр Шостакович») ближе к левому - там веселее. Вторая ступень с шиверкой проходится по центру.
С воды по правую руку открывается отличный вид на комплекс заброшенных зданий, это угледобывающая шахта, ныне неработающая.
Около 13:00 - чалимся у пешеходного моста. Вылазку в Каменный город решено за неимением времени заменить вылазкой по заброшенным зданиям. Отличные развалины, местами обрушающиеся прямо под ногами. Хорошее место для постиндустриальной фотосессии, чем мы и воспользовались.
Оставшиеся у катамаранов Степа, Гера, Денис и Ирина представляют собой картину «Охотники на привале»: спят, выпивают, травят байки, кушают, знакомятся с местными жителями.
Вернулись мы около 15:00. Отплываем и вновь чалимся чуть дальше по течению, у автомобильного моста - отличное место для антистапеля. Разбираем «Калечного» и «Косячного». Прямо напротив моста есть вполне приличная кафешка, можно поесть там, но мы решаем приготовить свое. Окончание сплава отмечаем распитием шампанского и кедровой настойки, коей нас угощают ребята из Осы - они только стартуют в Чусовом. Желаем им счастливого пути, семи футов под катом и сами грузимся в газель.
В 18:00 стартуем, дорога от Усьвы до Чусового представляет собой почти сочинский серпантин, по которому наш водитель Магомед несется с ужасающей скоростью, где-то 120 км/ч. Передышка нас ждет на площадке у Белого камня, откуда открывается великолепный вид на ущелье, сплошь покрытое красивейшим ельником.
На вокзал города Чусового приезжаем около 19:00. До поезда чуть меньше 4 часов. Играем в преферанс, осваиваем местное кафе «Журавушка» - отличная выпечка и вкусная солянка. Аня, Костя и Удав ушли гулять в город. Костя потом рассказал, что буквально влюбился в этот город, хотел бы пожить там с годик. На самом деле, интересная архитектура, несмотря на промышленную историю города, малоэтажные дома чем-то напоминают Питер. Очень спокойные улицы: мало машин, нет рекламы, дети во дворах гуляют, как в советские времена, на подъездах никаких домофонов, решетки на окнах - редкость…
В поезд загружаемся ближе к 23, в вагоне духота. Половина разбредается спать, Гера со Степой и Литром отмечают окончание сплава. Под их бубнение засыпаю.
На этом рассказ о сплаве в общем-то можно и закончить. Утренняя побудка, впихивание всех шмоток Литру в машину, обмазывание морд кремом - мы оказывается здорово подгорели личиками, - оцифровка пленок и в качестве памяти о северной красавице Усьве - фотографии.
Из основных высказываний о сплаве запомнилась несколько: парни - столько на сплаве мы еще никогда не ели, Костя - я в жизни столько не ел сколько в эти три дня))); Аня - мне не хватило, я не нагреблась; Степа - соберетесь еще, меня за пару недель предупредите… Предупреждаю, скоро будет еще)))