Несмотря на относительную молодость нашего города, его историческая застройка неплохо сохранилась и представляет собой объекты, которые достойны внесения в государственный список историко-культурного наследия. По очевидным причинам их количество невелико, поэтому необходимо бороться буквально за каждое строение.
Мы потеряли уникальное здание железнодорожного вокзала дважды. Но если в первый раз его не пощадила война, то в другой - реставрация «по-белорусски», которая не оставила и следа от ценного интерьера нового здания. Следующим под снос пойдет и старое здание бывшего наркологического диспансера 1895 года постройки, так как оно мешает расширению проезжей части и строительству очередного торгово-развлекательного центра. Не берусь судить о качестве реконструкции брусчатого покрытия дороги на ул. Советской, но факт утраты ей своей главной ценности - аутентичность во всех отношениях - очевиден. К тому же пешеходной улица так и не стала…
Вот уже несколько лет здание бывшего Окружного Акцизного Управления ждет реставрации.
На мой взгляд, это одни из тех немногих архитектурных памятников, которое репрезентирует целую эпоху в истории и развитии нашего города. Его близость к железнодорожному вокзалу, делает его частью целостного ландшафта, который представлен зданием Полесского вокзала, музеем отделения Барановичской железной дороги и музеем железнодорожной техники под открытым небом. Помимо этого он обладает главной ценностью - аутентичностью материалов и форм. Не стоит отрицать и его архитектурную красоту, которая выделяет его на фоне общей городской застройки.
Сегодня здание пустует, и связь жителей города с этим зданием, как его частью и носителем его истории, оборвалась. С другой стороны, существует опасность недобросовестной реставрации, примеры которой мы видим сплошь и рядом в нашей стране.
Проект развития данного памятника историко-культурного наследия предполагает дать ему новую жизнь, за счет его реставрации и открытии в нем Национального (Государственного) музея железной дороги. В здании расположится экспозиция, посвященная истории развития железнодорожного транспорта в Беларуси, в Европе, которая дополнит экспозицию музея под открытым небом (которая является одной из самых богатых и ценных в нашей стране).
Если государственные дотации в сфере культуры не велики, то спонсором данного проекта может стать Белорусская железная дорога. С другой стороны, открытие подобного музея привлечет в город туристический поток, а соответственно, от этого получат определенную выгоду владельцы городской инфраструктуры (точки питания, продаж и т.д.), что не может не заинтересовать предпринимателей города. Воспользовавшись зарубежным опытом, можно создать, так называемый, клуб друзей музея, члены которого выделяют средства на его развитие и содержание.
Несмотря на то что данная концепция является частью итогового проекта по одному из университетских курсов, возможность его реализации есть. Другое дело, что проект требует доработки.
Заранее попрошу не судить меня строго, но высказываться честно, я буду рада каждому мнению!
С радостью отвечу на все уточняющие вопросы :)