"И это всё о нём..."(с)

Sep 22, 2010 23:49

Тут была гучала неяк думка пра тое, што трэба зьбіраць матэрыялы пра "славутых землякоў"...



Мяркую, што пра гэтага чалавека варта ўспомніць: Уладзімір Русак, нарадзіўся ў вёсцы Звёздная (прабачце, не магу не нагадаць яшчэ раз, што калісьці гэта вёска мела назву Муцькавічы...) Баранавіцкага раёну. Далей -- цытаты і спасылкі:

Пра яго неяк быў узгадаў priestal :

Это Владимир Русак, историк, сотрудник Журнала Московской Патриархии с 1970 по 1980 гг. Используя доступ к архивам и документам, он много лет собирал материалы и писал труд преследованиях Церкви при советской власти. Самый серьезный и документальный. Книга вышла в США в 1987 году в трех томах под названием "Свидетельство обвинения: Церковь и государство в Советском Союзе". Кроме того, Владимир Русак выступил с разоблачительной проповедью в Витебском соборе, где служил диаконом. Его тогдашний настоятель теперь наш минский благочинный. Он и сейчас, вспоминая, с ужасом говорит: "..и как понес..не по теме!!" Дело в том, что проповедь была на пассии, то есть должна была быть посвящена Страданиям Христа. "Не по теме" - это о страданиях Тела Христова - Церкви.
За все это В. Русак в сравнительно либеральное время - в 1986 году - был приговорен к 7 годам лагерей строгого режима и 5 годам ссылки. Так ГБ довольно недешево оценило его труд. Благодаря мощной кампании зва его освобождение, был освобожден в 1989 году и выслан в США. Реабилитирован только в 1993 году. Зуб, как видно, хороший на него поимели.
Но, как видно, не только в ГБ.
Современные теологи изучают диссидентское движение. Дмитрий Дудко, Глеб Якунин... А вот о Русаке.. не знают. Просто поразительно. Открываю труд Цыпина по церковной истории послереволюционного периода.. Ни слова, ни ссылок.. Ну ладно. Это можно было еще предполагать. Но никак не ожидал, что точно так же о нем и о его труде нет ни слова в книге Д. Поспеловского "Русская Православная Церковь в 20-м веке". Совершенно для меня непонятно. Написать целую книгу об истории церкви при советской власти и не упомянуть о главном труде за эти годы.. о человеке, который буквально с риском для жизни собирал по крупицам свидетельства исторической правды.


Цікавае інтэрвью ў часопісе "Ступені":
-Владимир Степанович, разрешите задать Вам личный вопрос. Вам довелось испытать тяготы тюремного заключения. Что сохраняет человека в самых тяжелых условиях, позволяет остаться свободным во Христе? Что помогло Вам пережить все ужасы неволи?


-Для меня эти ужасы были особенно страшными, ведь я не отличаюсь ни физической силой, ни выносливостью. Никогда не отличался праведностью, но ведь Господь помогает и грешникам, так что… У меня получилось так-надежды на то, что я выйду на волю живым, честно говоря, не было. По всем человеческим меркам я должен был там через некоторое время умереть. Но была молитва, коротенькая фраза, которую я повторял: «Господи, если это дело Божие, помоги мне, если нет, разрушь его, как можно быстрей, чтобы мне не терпеть все это». И вот я с этой молитвой ходил, повторял постоянно, а ситуации со мной случались такие, что, казалось-все, сил больше нет, сейчас упаду и умру. Девятнадцать суток подряд в карцере. Можно было только стоять. Ни спать, ни есть. Раз в сутки-кружка баланды, кусок хлеба. Спать нельзя, страшный холод, никаких вещей, только белье. Койка была прибита к стене и обита металлическими полосами, концы которых выходили на улицу. Представьте-к ней приблизиться было нельзя! Мечтой было дотянуться до лампочки, согреть руки. Терял сознание, падал, кровь текла, приходил в себя от холода, снова падал. Я думал, что умру, но как-то выжил. Молитва помогла, и видимо, моя книга оказалась делом все-таки Божьим, потому что через несколько лет начали публиковать то, что по сравнению с моими писаниями несравненно глубже и полнее. Так Господь помог мне выжить.
З успамінаў аднаго дысідэнта:
Звали его Владимир Русак. Это был крестьянский парень, простоватый, смешливый, никогда не отказывавшийся пропустить рюмочку. Но, по-видимому, истово верующий. Долгие годы Русак проработал в “Журнале Московской Патриархии” и имел доступ к архивам. Мало-помалу он знакомился с документами по истории церкви при Советской власти, и сердце его “уязвлено стало”. Тайком, скрывая это даже от своего духовника, он принялся писать фундаментальный труд по истории церкви после знаменитого декрета Ленина 18-го года. В результате в 1980 году появилась книга, изданная за границей, а русское издание 93-го года лежит передо мной. То, что Володя Русак, безусловно, был честолюбцем, не должно никоим образом затенять тот факт, что он был едва ли не самым последовательным церковным диссидентом 80-х, во всяком случае, самым эффективным: его книга содержит бесценный и кропотливо систематизированный материал, и мне самому неоднократно приходилось обращаться к ней, как к изданию энциклопедическому. Так вот, этот самый Русак после того, как в 83-м году был изгнан из лона церкви за явно антисоветские проповеди - он служил в Витебске,- подался в бега и направил уже из подполья письмо, обращенное к делегатам четвертой Генеральной Ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Ванкувере. Жест широты, так сказать, солженицынской.

Яшчэ адна кароткая біяграфічная нататка, артыкул, і ліст яго старэйшай сястры.

Кнігу Уладзіміра Русака "Свидетельство обвинения: Церковь и государство в Советском Союзе" можна прачытаць у бібліятэцы Кротава, альбо запампаваць тут.
І яшчэ адна яго кніга -- Гісторыя Рускай Праваслаўнай Царквы. Яго артыкул "Русская Православная Церковь за границей и Катакомбная церковь".

жыхары горада

Previous post Next post
Up