"Фешин покинул Россию в 1923 году. Он не был в оппозиции к советскому режиму, он
с воодушевлением принял Октябрьскую революцию. Он участвовал в деятельности
рожденных революцией 1905 года сатирических журналов. После 1917 года он с
воодушевлением работал над произведениями вождей мирового пролетариата Маркса,
Ленина, Троцкого, Луначарского. Фешин всеми силами пытался вписаться в новую,
корреным образом изменившуюся художественную и культурную ситуацию.. Но уже в
1921 году к нему пришло сознание невозможности дальнейшего творческого и просто
жизненного существования.
Вот что он писал своему товарищу по Академии, художнику Исааку Бродскому:
"… до революции я еще мог чувствовать себя здесь более или менее сносно, но теперь,
когда я потерял всякую связь с внешним миром - становится невмоготу…"
Исаак Бродский остался в России, стал официозным художником. Я думаю что оставшись в России Фешин
пошел бы по этому же пути, он не был борцом, он был художником. Он рисовал бы портреты советских бонз,
также как в США, в некоторые не лучшие периоды его творчества, он выполнял заказные и совершенно бесцветные
портреты официальных лиц. Но как художественное явление мирового класса он был бы потерян. И не надо
сокрушаться, что с отъездом Фешина за границу Россия потеряла его. Выиграло Искусство."
Цалий Кацнельсон
Выход с фабрики. 1906 г.
1905 год на заводе. 1906 г.
Портрет Карла Маркса. 1918 г.
Портрет В.И.Ленина. 1918 г.
Портрет Анатолия Васильевича Луночарского. 1920 г.
Из воспоминаний Николая Фешина:
"Нужно сказать, что я моя семья меньше других пострадали от жестокостей революции... Некоторые мои ученики неожиданно оказались на ответственных постах в новом правительстве. Один из таких учеников в самый разгар войны побеспокоился обо мне и попросил своих товарищей проследить, чтобы меня не трогали, и я был под защитой... В 1919 году людей безжалостно косили голод и тиф. В этом году я потерял отца, он умер от тифа. Через несколько месяцев умерла моя мать..."
Три следующих работы передают весь ужас, безысходность и трагизм того времени. Это картина "Бойня" (1918 г.) и два эскиза: "Голод" (1921 г.) и "Восстание в тылу Колчака" (1923 г.)
Бойня. 1919 г.
Голод. 1921 г.
Восстание в тылу Колчака. 1923 г.
Из воспоминаний Николая Фешина:
"...В 1921 году в Казань прибыла А.Р.А. (Американская администрация помощи). На фоне окружавшей нас нищеты и разрушения они произвели на нас ошеломляющее впечатление своими автомобилями, чистой одеждой и сытым видом..."
В 1923 г. благодаря заботам Уильяма С. Стиммела (американца-коллекционера) и Дж. Хантера (художника) Фешин получил визы на возможность въезда в США. Кстати, с Хантером Фешин поддерживал отношения и связь через краевого уполномоченного Американской Администрации Спасения Д.У Уоррена. Предполагается, что получению необходимых для выезда из России бумаг активно помогали П.А. Радимов и бывший ученик Николая Ивановича - А.В. Григорьев.
Источники