Простые латвийские граждане могут обанкротиться в Англии всего за 300 латов. Решение английского суда освобождает банкрота от ответственности по выплатам долгов кредиторам из всех стран ЕС, включая Латвию. Через один год после начала банкротного производства долги списываются.
Ссылка на статью:
http://www.ves.lv/article/122246 После того как первый латвиец, проживающий в Англии, оформил там частное банкротство, в Латвийскую ассоциацию кредитных заемщиков потянулись люди, которые находятся в той же ситуации: работают в Англии, а кредиты имеют в Латвии. “Мы думаем, что около 70% наших жителей, имеющих кредитные обязательства и уехавших на заработки в Англию, в течение ближайшего времени оформят там процедуру банкротства, - рассказывает “ВС” член ассоциации Янис Аболиньш, который стал первым заемщиком, получившим в Латвии статус личной неплатежеспособности. - Уже сейчас мы оформляем документы еще для одного латвийца, работающего в Англии”. О том, что следует знать, планируя банкротство в Англии, “ВС” рассказал Янис Аболиньш.
Наших банкротов будет много
- История Ирины, которая первая из жителей Латвии, живущих в Англии, получила статус личного банкрота, возможно, немного нетипична. Она 12 лет жила в Англии, и размер ее обязательств был не такой уж большой - 10 тысяч латов в Латвии и 30 тыс. евро в Англии, - рассказывает Янис Аболиньш. - Когда она потеряла работу в Англии и не смогла выплачивать кредит, пришло решение оформить банкротство. Что она и сделала, заплатив официальную пошлину в размере 360 фунтов. И все!
- В Латвии процедура личного банкротства длится 5 лет - сколько она длится в Англии?
- Всего один год, по прошествии которого должник освобождается от всех своих обязательств. Более того, у Ирины процесс банкротства начался в сентябре прошлого года, а в марте ей уже прислали письмо, где сообщили, что процесс банкротства возможно сократить до 8 месяцев. Что важно, не нужно каждый месяц платить администратору по 180 латов. Только разовая плата в размере 360 фунтов.
- Те 10 тысяч латов, которые она должна латвийским финансовым учреждениям, ей не придется покрывать хотя бы частично?
- Нет. Решение английского суда в ее случае говорит о том, что гасятся все ее обязательства - и латвийские, и английские. В этом и суть частного банкротства - человек объявляет себя неплатежеспособным, потому что не может выполнять свои финансовые обязательства. Это выглядит логично. В Латвии же для того, что стать банкротом, нужно иметь стабильный и довольно высокий доход. Абсолютный нонсенс!
- Если процедура так проста, прогнозируете ли вы рост интереса латвийских граждан к оформлению английского банкротства?
- Как только в прессе появилась первая информация о такой возможности, мы сразу же ощутили интерес тех, кто уехал на заработки в Англию. Ведь туда часто ехали люди, которые здесь имеют кредит, но не могут найти работу, чтобы его выплачивать. Теперь для них наступают самые благоприятные времена. К примеру, недавно для консультаций нам позвонил один молодой человек, который уже начал оформлять документы для английского банкротства.
- Вы со стороны Латвийской ассоциации заемщиков беретесь консультировать людей, которые хотят получить английское банкротство?
- Да, мы уже начали это делать. Дело в том, что самые большие расходы на оформление личного банкротства в Англии - около 2-4 тысяч фунтов - это расходы на оформление документов. Нужно оформить примерно 33-36 бланков, и самостоятельно сделать это очень трудно. Английские юридические конторы делают это, но стоимость услуги высока.
Латвийцам, к примеру, нужно привезти в Англию основной кредитный договор, заключенный с банком. Его нужно перевести на английский язык. То же самое касается документов о недвижимости - их нужно тоже перевести на английский.
Без права на обман
Впрочем, превратить услугу частного банкротства в одну из отраслей туризма все-таки не получится. Чтобы получить статус банкрота в Англии, нужно соответствовать ряду условий.
- Первое: человек должен полгода жить и работать в Англии, - говорит Янис. - Есть такое понятие “центр экономических интересов”, которое подразумевает активное проживание в Англии, уплату налогов, расчет по коммунальным платежам - в общем, все финансовые передвижения. Этот центр экономических интересов для желающего стать банкротом должен как минимум в течение полугода быть в Англии. За этим очень тщательно смотрят и проверяют. И могут задать некоторые вопросы, если вдруг будут подозрения, что человек приехал в Англию только за банкротством. Интересно, что само заседание суда, где присуждают статус банкротства, больше напоминает переговоры. Потому что в Англии дела по неплатежеспособности не в общем судебном порядке, а через специальные суды по неплатежеспособности.
- А что за вопросы могут задать в суде должнику?
- Самые разные. Судьям важно знать, что человек имеет в Англии этот центр экономических интересов, поэтому могут, например, спросить: на каком поезде ты добираешься до места работы? Это понятно - в Англию за банкротством едут из Германии, Франции и Италии. Насколько я знаю, в прошлом году около 78 тысяч человек получили в Англии статус частного банкрота. Что важно, решение о банкротстве принимается очень быстро - в течение 3-4 дней, после чего должнику на одном листочке выдают решение (см. фото), и все - ты больше никому ничего не должен.
- Должен ли человек с этим решением суда ехать в латвийский банк, выдавший кредит?
- Да, он должен предъявить это решение суда латвийскому банку и приложить заявление о том, что у него есть официальный статус банкрота. Вместе с этим человек отдает банку всю свою заложенную недвижимость и освобождается от своих кредитных обязательств.
В беде - и бедные, и богатые
- В Латвии получить статус неплатежеспособности гораздо сложнее, чем в Англии, - говорит Янис. - К примеру, на сегодняшний день подано 251 заявление, утверждено всего 81 дело. В последнее время мы наблюдаем приток активности людей, потому что многие хотят успеть оформить банкротство по ныне действующему законодательству - то, которое готовится ему на смену, фактически поставит крест на процессе личного банкротства в Латвии.
- С какими суммами долга сегодня люди подают на банкротство?
- С самыми разными. Самое меньшее, про что я слышал, - это 50 тысяч латов. Самая большая сумма - 3,7 млн. латов. Кстати, этот человек с долгом 3,7 млн. латов является поручителем на сумму 800 тысяч латов по кредиту в банке “Парекс”. За два месяца банк насчитал ему сумму штрафных процентов, которая почти такая же, как и основной долг. В целом у всех подающих на неплатежеспособность ситуация схожая - резкое снижение заработной платы или же потеря работы. Я вспоминаю, как еще год назад Теодорс Тверийонс из Ассоциации коммерческих банков говорил, что банкротство для заемщика - это стыдно и ненормально. Дескать, проблемы есть только у спекулянтов, понабравших по несколько квартир, а те, кто купил одно жилье для себя, исправно платят. Ко мне приходят на консультацию люди, и я вижу, что с проблемами и те, у кого несколько квартир, и те, у кого одна квартира. Говорят, вот была зарплата 800 латов, а сейчас 300-400 латов, из которых сложно или невозможно платить кредит. Человек пытается договорится с банком: мол, я готов временно платить не 200, а 100 латов, на что банк отвечает: нет, нас это не устраивает, мы лучше заберем твою недвижимость. Это ведь самый легкий путь для банков - они обдирают заемщика как липку. Мне хочется спросить, например, у Nordea: вы в Финляндии тоже так со своими заемщиками поступаете?
- Ситуация с судами, которые без объяснений отклоняют дела о личной неплатежеспособности, такая же?
- В принципе да. Самая популярная причина отказов - “план не соответствует процессу неплатежеспособности”. Больше всего споров разгорается вокруг процедуры продажи заложенной недвижимости. Сейчас в законе не указано, как быстро заемщик должен реализовать это имущество. В новом законе четко прописано, что заемщик должен продать недвижимость в течение первого года. А в нынешнем только сказано, что если заемщик имеет маленького ребенка, то продажу квартиры можно отложить на год. Но нигде не написано, что ты свою недвижимость должен продать в течение первого года. А банки как раз на этом настаивают.
- Еще один острый момент - это сумма, которую человек, получивший личное банкротство, должен платить банку. Есть ли какая-то определенная формула, по которой высчитывается эта сумма?
- Это один из самых больных вопросов для банка, поскольку сами банки посчитали, что средняя сумма в месяц, которую они получают от должника с банкротством, - 20 латов. Принцип определения суммы такой: человек должен иметь прожиточный минимум 180 латов, 180 латов отчислять администратору, погасить затраты, связанные с процессом неплатежеспособности, а остальное платить кредитору. К примеру, у одного заемщика, который оформлял документы на банкротство с помощью ассоциации, доходы около 1000 латов, из которых 400 латов он выплачивает кредиторам. Сравните это с английским вариантом, где есть только разовый взнос за процедуру. Думаю, что три четверти работающих в Англии жителей, имеющих кредит в Латвии, пойдут оформлять английское банкротство.
Цитата
“Решение английского суда в ее случае говорит о том, что гасятся все ее обязательства - и латвийские, и английские. В этом и суть частного банкротства - человек объявляет себя неплатежеспособным, потому что не может выполнять свои финансовые обязательства”.
“С проблемами и те, у кого несколько квартир, и те, у кого одна квартира. Говорят, вот была зарплата 800 латов, а сейчас 300-400 латов, из которых сложно или невозможно платить кредит. Человек пытается договориться с банком: мол, я готов временно платить не 200, а 100 латов, на что банк отвечает: нет, нас это не устраивает, мы лучше заберем твою недвижимость”.
Автор: Ольга Князева, “Вести Сегодня” № 81.