Бершанская(Бочарова) Евдокия Давыдовна - Гвардии подполковник

Mar 23, 2013 21:40


Евдокия Давыдовна Бочарова (в девичестве Карабут, по первому мужу Бершанская) (1913Добровольное (Ставропольский край), Российская империя - 16 сентября 1982,Москва) - советский лётчик, участник Великой Отечественной войны. В 1932 году окончила авиационную школу лётчиков. С 1933 года работала лётчиком - инструктором в Батайской авиашколе. Участница Великой Отечественной войны с февраля 1942 года. Была командиром женского 588-го  ( 46-го Гвардейского Таманского )  ночного лёгкобомбардировочного полка.




Женские авиаполки формировались под руководством известной женщины-лётчицы, Героя Советского Союза Марины Расковой, которая и возглавила один их трёх полков, созданных в октябре 1941 года.
Евдокия Бершанская, как опытный лётчик с десятилетним стажем и хорошими организаторскими способностями, стала командиром 588-го ночного бомбардировочного полка. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка.
В 1943 году полк был удостоен звания Гвардейского и был переименован в 46-й гвардейский Таманский ночной бомбардировочный полк. Позднее был награждён орденом Красного Знамени и орденом Суворова.
Бершанская лично выполнила 20 боевых вылетов. Под её командованием полк совершил 23672 боевых вылета, сбросил на противника более 3000 тонн бомб. 23 лётчицы полка были удостоены звания Героя Советского Союза, 2 - Героя России, 1 - Героя Казахстана. До своего расформирования в октябре 1945 года полк оставался полностью женским, на всех должностях в части служили только женщины. 
Атаки женского полка под предводительством Евдокии Давыдовны были так удачны, стремительны и точны, что немцы прозвали женщин-лётчиц «ночными ведьмами». В 1981 году в СССР киностудия им. Горького выпустила фильм «В небе «Ночные ведьмы».
После войны вместе с мужем переехала в Москву, где работала в комитете советских женщин, а также в комитете ветеранов войны. Умерла от инфаркта. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
588-й ночной лёгкобомбардировочный авиаполк имел учебно - тренировочные самолёты У-2 ( По-2 ) конструкции Н. Н. Поликарпова, переоборудованные для бомбометания.




У-2 (по кодификации НАТО: Mule - «Мул») - многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году. Один из самых массовых самолётов в мире.
С началом Великой Отечественной войны производство У-2 организовано на авиазаводе № 387. Имевшиеся стандартные варианты У-2 стали переделывать в лёгкие ночные бомбардировщики. Доработка проводилась как в ОКБ Поликарпова, так и на серийных заводах и в действующей армии силами инженерно-технического состава строевых частей и авиаремонтных мастерских. Вследствие этого конструкция боевого У-2 имела большое количество различных вариантов. Бомбовая нагрузка варьировалась от 100 кг до 350 кг.

У-2 широко применялись для так называемых «беспокоящих налётов» по ночам на прифронтовые расположения войск противника.
Одна из тактик заключалась в том, что лёгкие бомбардировщики подходили к цели с выключенными двигателями или на сверхмалой высоте и благодаря чему оставались незаметными для средств ПВО противника до самого последнего момента.
Несмотря на небольшую бомбовую нагрузку, подобные бомбардировки имели определённый эффект. С малой высоты бомбометание производилось с очень высокой точностью, несмотря даже на тёмное время суток и примитивные средства прицеливания. После сброса бомб бомбардировщик пытался быстро уйти, набирая максимальную скорость.
По воспоминаниям советских пилотов, летавших на У-2, после заводской доработки самолёта в 1942-м году бомбовая нагрузка была существенно увеличена - до 250 кг (в отдельных случаях - до 500 кг), вылеты производились иногда до четырнадцати раз за ночь. «Kaffeemühle» (кофемолка), «Нaltsnähmaschine» (швейная машина) - так солдаты вермахта называли У-2, доставлявшие массу хлопот для противника в прифронтовой полосе.
Но основным использованием конечно было функции разведчика и самолета связи. Так же имелся и санитарный вариант. Благодаря способности взлетать с любой площадки, широко использовался при работе с партизанами. Кроме того, самолёты У-2 использовались также для сброса с парашютом небольших диверсионных и разведывательных групп и одиночек.

военное, история, люди

Previous post Next post
Up