Снова о малайзийском "Боинге-777", сбитом в небе над Донецкой областью. Нил Боуи: "Дипломатия, а не риторика: как добраться до сути трагедии MH17 в Украине"
Поскольку весь мир скорбит о тех, кто трагически погиб, когда малайзийский рейс MH17 был сбит над Восточной Украиной на прошлой неделе, Малайзия, сам того не подозревая, впуталась в далекий и, во многом, непонятный ей конфликт, который изобилует серьезными геополитическими последствиями.
Жертвами стали люди разных национальностей из всех слоев общества, чья безвременная кончина послужила эскалации, которая почти наверняка приведет к более широкой интернационализации гражданской войны на Украине, что грозит дальнейшим ухудшением отношений между Россией и Соединенными Штатами.
Война на Украине поляризовала этнических украинцев, проживающих на сельскохозяйственном западе страны, выступающих за интеграцию с Евросоюзом. Русскоговорящие же украинцы, живущие на промышленном юго-востоке страны, поддерживают бОльшую автономию от Киева или, как вариант, мирную интеграцию с Российской Федерацией по примеру Крыма.
Восток был против свержения бывшего президента Виктора Януковича в феврале. Этот переворот усадил нелегитимное правительство в Киеве, которое остается, в большой степени, под влиянием ультра-националистических группировок правых, известных своими резкими антироссийскими взглядами.
После захвата власти в начале этого года, власти в Киеве спешно пытались принять законы запрещающие официальное использование русского языка на всей территории страны, порождая гнев восточных украинцев, привыкших в культурном и языковом плане идентифицировать себя как русских.
Граждане востока массово протестовали против новых властей в Киеве, занимали общественные здания, опасаясь оказаться под ультра-националистическим правительством, которое презрительно относится к этнически русскому меньшинству страны. Демонстранты призывали к большей автономии для своего региона.
Вместо разрешения страхов путем построения диалога и доверительных отношений, Киев назвал демонстрантов «террористами» и начал масштабную военную операцию против беспокойных восточных регионов, дабы подавить общественную оппозицию направленную против узурпации власти новым режимом . На востоке создаётся ополчение, чтобы защитить несогласных с действиями Киева, и это приводит к вооруженной борьбе, которая продолжается и сегодня.
В ходе военной операции Киева, украинские военные местами, а то и полностью, лишали города электроснабжения, наносили ракетно-бомбовые удары по густонаселенным жилым районам, в результате чего известно, по меньшей мере, о 250 случаях гибели гражданских лиц с июня, в соответствии с данными специальной Миссии Наблюдателей ОБСЕ. Полмиллиона украинцев стали беженцами по оценкам ООН.
Теперь вот случился MH17. Совершенно ясно, что в такой ожесточенной антагонистической политической атмосфере обе стороны немедленно назначили друг друга ответственными в крушении самолета. Не дожидаясь никаких первичных данных расследования, Киев и их покровители в Вашингтоне сразу вынесли обвинения повстанцам, и, как следствие, российскому правительству, которое они обвиняют в пособничестве ополченцам.
После беспрецедентного исчезновения MH370 четыре месяца назад, новость о втором сбитом авиалайнере вызвала волну шока и неверия. При этом, главной целью Малайзии до сих пор остается обеспечение безопасного возвращения тел погибших для надлежащего захоронения, а не вынесение обвинений одной из сторон.
Премьер-министр Наджиб Разак, чья бабушка была среди тех, кто погиб на борту MH17,предпринимает самое деятельное участие в вопросах связанных с катастрофой, буквально с того момента, как он обратился к нации с сообщением о трагедии.
В то время, как публикации в СМИ и риторика политиков западных столиц буквально завалила обвинениями новостные ленты в первые часы после крушения, администрации Путраджайе удалось договориться с украинскими ополченцами, которые обеспечили передачу им черных ящиков MH17. Это случилось, в том числе, в силу разумного нейтралитета Малайзии.
Наджиб, как говорят, лично провел серию секретных телефонных звонков с Александром Бородаем, премьер-министром провозглашенной Донецкой Народной Республики (республики, которая заявила о независимости от Украины, но не была признана ни одной страной).
Несмотря на сильное международное давление, оказанное на ополченцев, с целью обеспечения доступа к месту крушения и передаче черных ящиков, источники утверждают, что Бородай согласился передать тела и черные ящики лишь малазийцам, чьи чиновники затем передадут материалы в Нидерланды.
Активность Путраджайе в координации действий с ополченцами действительно дала заметный успех для Наджиб, который продемонстрировал решительное руководство в период катастрофы и сумел всё проработать наилучшим образом.
Пример, поданный малайзийским руководством, должен стать показательным для Киева, который неохотно ведёт переговоры с повстанцами на востоке. Именно такой подход должен быть выбран вместо кровавой военной кампании, которая приносит великие человеческие потери, и вместо обвинений о военной поддержке ополченцев в сторону Москвы .
Несмотря на то, что высокие лица в Вашингтоне и Киеве обвинили во всём Россию с самого начала, они не смогли предоставить никаких вещественных доказательств, которые могут быть приложены к делу, кроме видеороликов, которые появились на YouTube и в других социальных сетях.
Российские чиновники оборонного ведомства ответили на это выпуском данных военного мониторинга и спутниковыми снимками, чем опровергли заявления Киева. Москва утверждает, что есть доказательства присутствия украинского штурмовика рядом с Boeingом до его крушения.
Спутниковые изображения также показывают развернутые Киевом несколько установок ракетных систем земля-воздух вблизи территории, удерживаемой ополченцами. Русские военные утверждают, что ими было зафиксировано излучение радара ракетной батареи, который был активен в момент крушения самолёта.
В министерстве обороны РФ также отметили, что курс Боинга был изменен на 200км севернее того маршрута, что был раньше. Новый курс пролегал прямо над территорией воюющей Донецкой республики. ВСС сообщила, что СБУ изъяла записи переговоров с диспетчерами, а ведь эта информация могла пролить свет на вину Украины - действительно ли она умышленно направила самолёт в зону боевых действий?
Ополченцам удавалось до этого сбивать украинские суда. Но эксперты заявляют, что возможности сбить гражданское судно, идущее на такой высоте, у ополченцев нет. Также нет никаких доказательств, которые могут подтвердить причастность России к сбитию Боинга.
Когда идёт формирование комиссии по расследованию таких катастроф, то для её работы требуется предоставить разговоры диспетчеров с экипажем судна, данные оборонного ведомства с указанием маршрутов по которым двигались установки ПВО и информация о движении военных самолетов, радиолокационные данные и полный перечень ракет класса земля-воздух, которыми обладает страна, на территории которой произошёл инцидент.
Пока западная пропаганда в унисон обвиняют Москву в причастности к этой трагедии, факт остается фактом: Россия является единственной страной, которая предоставила факты со своих средств объективного контроля в качестве помощи для расследования катастрофы. Беспристрастное и независимое расследование катастрофы, постигшей рейс MH17, должно быть предпринято до того, как будет возложена вина на кого-либо.
Нил Боуи обозреватель Russia Today, при участии исследований неправительственной организации, аффилированной с "Международным Движением за справедливый мир", базирующейся в Куала-Лумпуре, Малайзия.