Пять ступеней вверх

Aug 24, 2017 13:33


До высшей точки она долетает.


По компании она не страдает, даже таких птиц, как она.

Клюв Ее всегда обращен в небо,

Нет у нее окраски определенной,

И поет она всегда очень тихо..



Эти Кастонедовские пять правил, найденные мною в книге "Дневники Дона Хуана" много лет назад, прочно засели в голове.

И вот когда я собралась было написать вам о том, что представляет из себя моя работа как психолога - они всплыли в памяти... Всплыли и напечатались. А напечатавшись - перечитались в обратном порядке. И вылились как раз в те самые пять ступеней моей работы, при помощи которых я и человек, пришедший ко мне с вопросами, идем к решению обозначенной им проблемы.

Не понятно? Да, не понятно. Сейчас будем разбираться.

1. "И поет она всегда очень тихо"

Первая встреча. Этап знакомства. Этап, когда человек приходит, чтобы рассказать о себе и о том, что его волнует. И рассказывает. Как правило не то, что его тревожит на самом деле, а то, что он считает нужным и возможным рассказать постороннему, в общем-то человеку. А я слушаю. И вопросы задаю. Много много вопросов. Как говорил капитан Жеглов: "Спрос в нашем деле дорогого стоит!"

Человек отвечает мне на вопросы и вот именно там пробивается истина. Которая сидела в нем все это время. Но голос ее очень тих. Чаще всего, голоса внутренних ограничивающих убеждений, установок и комплексов гораздо громче. Именно поэтому эта ступень про: "поет она всегда очень тихо".

Услышать то, что у человека болит за всем тем, что он сам об этом думает - вот самый главный результат первого этапа работы.

2. "Нет у нее окраски определенной"

Второй этап работы - это анализ детских воспоминаний. (Лирическое отступление. Психика маленького человека имеет ряд существенных отличий от психики взрослого. Во-первых, это субъективное мышление. Я - центр мира. Все крутится вокруг меня. И если что-то в этом мире не так, то виноват тоже я. Во-вторых импринтное мышление. Ребенок набирает необходимые ему жизненные стратегии. Плохие и хорошие. Без разбору, что видит в своей семье, то и набирает. В-третьих максимализм. Есть еще и в четвертых и в пятых, но лирическое отступление затянулось пожалуй). Суть в том, что любое воспоминание из детства может стать жизненной стратегией. Любое. Рандомный выбор. Нет гарантий что даже хорошее событие в глазах взрослого не может стать кошмаром в глазах ребенка. И наоборот. Ерунда, с точки зрения родителя, может научить малыша чему-то очень важному и нужному для дальнейшей жизни. Как среагирует детская психика на те или иные события, и к каким выводам в итоге придет ребенок предсказать нельзя. Можно только спросить. У ребенка, как главного героя событий. Именно поэтому: "нет у них окраски определенной".

3. "Клюв ее всегда обращен в небо"

Третий этап - это период работы с детскими воспоминаниями. Мы берем в работу негативные моменты, так как именно они являются основанием для неработающих впоследствии стратегий, а также внутреннего инфантилизма. Это когда человек снаружи взрослый, а внутри у него ребенок от 3 до 10 лет. И все поступки, решения и реакции выдает именно этот ребенок. Встречали таких людей? Их большинство, к сожалению.

Так вот. Чтобы избавится от детского поведения во взрослых ситуациях, необходимо решить проблему там, где она началась. То есть в детстве.

Что такое детское воспоминание? Это картинка в памяти и эмоция, которую она вызывает. Путем одной нехитрой техники, мы меняем эмоцию в той картинке, а саму картинку переводим из статики в динамику. Переигрываем события так, чтобы ребенок там оказался защищен или отомщен. И вместо опущенной головы и слез в воспоминании появляется уверенность, спокойствие и осознание своих сил уже во взрослой жизни. Тот самый "клюв ее обращен в небо".

4. "По компании она не страдает даже таких птиц, как она"

Когда то, что тормозило еще с детства больше не удерживает, когда вместо негативной стратегии появляется новая взрослая и работающая, у человека начинается мощный этап внутреннего взросления. Так сказать экстерном в сильно ускоренном режиме. И именно в этот момент начинаются проблемы с окружающими людьми.

Дело в том, что окружение привыкло к определенному вашему образу. К поведению, реакциям и способам коммуникации. А он (образ) бац и изменился. И изменения столь кардинальны, что даже близкие родственники перестают узнавать. Человек начинает проявлять свое мнение. Отстаивать свои границы, отслеживать манипуляции и перестает участвовать в "традиционных семейных спектаклях". Это не удобно для окружающих. И первый их порыв это не понять, а исправить. Силой вернуть в традиционное, привычное лоно. И вот тут человек, проходящий ускоренный курс взросления получает еще и "практику для закрепления материала".

Необходимо выстроить новые отношения. Научится говорить и слышать. Простроить и отстоять свои собственные границы. Тут могут быть ссоры и даже разрывы. Тут становится ясно, кто действительно близок и важен, а кто не очень. Именно тут и всплывает правило: "По компании она не страдает, даже таких птиц, как она".

Встать на собственные ноги, перестать постоянно оглядываться на других - это этап взросления.

5. "До высшей точки она долетает"

И пятая ступень это подстройка к будущему. Тут ставятся новые цели и задачи. На этом этапе человек начинает задумываться о том, что же он на самом деле хочет? Куда он идет? Нравится ли ему заниматься тем, чем он занимается? Нравится ли жить с теми, с кем он живет? Это период глобальных, иногда очень страшных перемен, но дорогу осилит идущий и, чаще всего, если просто идти туда куда действительно хочется - все что казалось невозможным случается само собою. А потом появляются новые высшие точки, до которых тоже очень хочется долететь. И еще...

А я смотрю вслед этим птицам и улыбаюсь.

Александра Прилепская
Previous post Next post
Up