Прорабатывая главу об астрологии и церкви...
Основная, и в сущности, единственная притензия к астрологии, состоит в том, что в древности астрология использовалась магами.
...В великих кодексах Моисея мы читаем о запрещении заниматься всякими видами волшебства под страхом смерти. «Не ворожите, не гадайте, не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш, и если какая душа обратиться к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Левит. 19. 31, 20. 6).
Т.е автор, как впрочем, и вся церковь ставит астрологию в один ряд с магией, на том основании, что магия использовала астрологические знания, а маги как правило, знали и астрологию.
Но тут возникает вопрос, почему же в этот же ряд, не попала и медицина, например. Во-первых, древние медики также нередко владели астрологией, например - Парацельс, Нострадамус, Бируни, а Альберт Магнус, кстати, при этом вообще был монахом. Просто сегодня медицинская наука ушла так далеко, что об ее прошлом уже вспоминать даже как-то не принято. Возникает вопрос, а почему же астрология, если она истинная наука, так же как и медицина не заняла своего достойного места в научных академиях? На этот счет есть несколько соображений. Первое: медицина практическая и эмпирическая дисциплина. Объект исследования медицины мало меняется. Астрология же это просто система знаний и методик, своего рода язык, на котором можно описывать ту или иную реальность и потому объекты исследований были и есть весьма различны. От прогнозирования погоды до попыток понять смысл жизни. Как и любой язык, астрология не претендует на изменение объекта наблюдения, а потому астрологический эксперимент, как критерий истины сам по себе является философской проблемой, о котором мы поговорим несколько позже. Таким образом, если относиться к астрологии именно как к языку, а не приложению магии, можно задать вопрос: какой язык нанес кому-либо вред, на чем настаивает церковь? Посредством языка можно оскорбить, обидеть, высказать глупость, но никак не убить или же причинить иной вред.
Разумеется, что от незнания астрологии также нет большого вреда, ибо живут же англичане, не знающие португальского. При этом, конечно, какая-то часть мира для них закрыта. Они не могут, например, наслаждаться поэзией Камоэнса. Но сказать, что от незнания португальского они выигрывают и приближаются к богу, тоже было бы странно.
Вторым возражением является то, что астрологию никто никогда так не развивал с таким усердием, как медицину. Последняя была насущной и совершенно очевидной потребностью. Астрология же для любого ученого - как португальский для среднего англичанина.
Минуций Феликс в своей «Октавии», говоря о римских гаданиях и предсказаниях, пишет, что если в редких случаях эти предсказания и сбывались на деле, то это можно объяснить тем, «что между множеством ложных предсказаний какое-нибудь из них случайно могло попасть на истину», и что чародеи и астрологи, которые промышляют предсказаниями «не только знают демонов, но и при помощи их совершают все свои проделки, похожие на чудо: по их внушению и влиянию они производят свои чары, заставляют видеть то, чего на самом деле нет или, наоборот, не видеть того, что есть. Первый из таких магов по словам и делам своим Сосфен (Остан)...», т. е: тот самый маг, который, как уже указывали, явился одним из первых распространителей астрологии в Элладе.
На этот счет есть такие возражения. Во-первых, целью астрологии не является прогноз как таковой. Астролог, занимающийся чистым прогнозированием подобен врачу, который лишь вычисляет когда больной умрет. Во-вторых успешный прогноз в астрологии вещь далеко не случайная. Вероятность случайного предсказания в астрологии настолько мала, что ее невозможно сравнивать ни с каими гаданиями, к числу которых она, впрочем и не может быть отнесена, поскольку строится не на случайном выпадении карт, рун и т.п., а на точном рассчете и интерпретации полученных данных. Два разных человека не могут получить одинаковый расклад Таро или же комбинацию И Цзин. В то время, как расчеты двух астрологов будут одинаковы и более-менее одинаковыми будут их выводы.