На нашу церковь наложен крупный денежный штраф - 150.000 рублей (примерно $4400). Еще на 6.000 рублей оштрафован пресвитер церкви. Решение о штрафе вынесено по результатам проведенной 23 мая проверки молитвенного дома органами государственного пожарного надзора. В проверке пожарных также участвовали представители Первомайской прокуратуры г. Владивостока под предлогом проверки на наличие в церкви литературы экстремистского содержания (аналогичная проверка проводилась прокуратурой и в прошлом году). Фактически в совместной проверке ведущими были именно прокурорские работники.
.
Согласно документам госпожарнадзора, оформленным через 10 дней после проверки, в церкви были выявлены следующие нарушения:
.
- отсутствовал сотрудник, отвечающий за противопожарную безопасность и прошедший соответсвующий инструктаж;
отсутствовала инструкция о мерах пожарной безопасности;
не был проведен противопожарный инструктаж с работниками церкви;
отсутствовал журнал проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения (на самом деле такой журнал имелся);
не было табличек с телефонами противопожарной службы (на самом деле такие таблички были);
висевший в молитвенном доме план эвакуации на случай пожара не соответствовал требованиям ГОСТ.
.
По результатам проверки госпожарнадзора прокуратура также возбудила дело об административном правонарушении.
.
Размер штрафа определялся, как сказано в документах, «с учетом раскаяния лица, совершившего административное правонарушение».
.
.
.
Для нашей небольшой церкви, чей бюджет формируется исключительно за счет добровольных пожертвований верующих, 150.000 рублей - большая сумма. На ее выплату нам дали 70 дней (после письменного заявления пресвитера этот срок был увеличен еще на 60 дней), в противном случае нам грозит двукратное увеличение суммы штрафа либо административный арест пресвитера на 15 суток. Когда пресвитер предложил чиновникам сразу отбыть арест при условии освобождения церкви от уплаты штрафа, они отказались. Вероятно, нам придется объявить целевой сбор пожертвований на уплату штрафа. Кстати, в постановлении прокуратуры о возбуждении административного дела сказано, что это делается «в интересах прихожан».
.
Как отметил пресвитер церкви А. В. Исаков, в последние годы количество всевозможных проверок со стороны различных государственных ведомств значительно выросло.
.
Так, по результатам одной из таких проверок (проведенной в прошлом году также органами прокуратуры) мы, под угрозой отмены регистрации церкви, были вынуждены внести ряд изменений в Устав церкви. Наиболее существенной поправкой в Устав стало исключение из него упоминания, что церковь в своей деятельности руководствуется Священным Писанием (Библией). В Уставе было сказано, что церковь действует на основании Священного Писания и действующего законодательства, однако прокурорские работники сочли, что мы должны действовать «в одном правовом поле» с прокуратурой, для которой Библия не является правоустанавливающим документом.
.
Требование прокуратуры обсуждалось сначала на братском совете церкви, затем на общем членском собрании. После молитвы и рассуждения мы решили, что поскольку Устав церкви - это лишь формальный документ «для внешнего мира», мы можем пойти на такие уступки, продолжая внутреннюю жизнь церкви строить на основании Священного Писания.
.
«Из общения с пресвитерами других церквей я знаю, что и у них всевозможные проверки участились, - отметил А. В. Исаков. - Обилие таких проверок ставит под угрозу легальное существование церквей. Крупные штрафы превысят финансовые возможности верующих. В этой ситуации церквям ничего не останется делать, как «уйти в подполье», отказавшись от государственной регистрации. Когда дома молитвы оформлены как частная собственность отдельных членов церкви, той же прокуратуре или госпожарнадзору придти туда с очередной проверкой практически невозможно - в соответствии с действующим законодательством».
.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
.
В результате сталинских репрессий и «безбожной пятилетки» 1930-х годов большинство служителей (пресвитеров, диаконов, проповедников, миссионеров, регентов хоров) церквей евангельских христиан и баптистов оказались в местах лишения свободы или были расстреляны, а практически все церкви лишены регистрации.
.
После изменения государственного курса в отношении религии в годы Великой Отечественной войны части церквей удалось вновь зарегистрироваться.
.
В годы «хрущевских гонений на религию» многие из ранее зарегистрированных церквей были лишены регистрации, религиозная жизнь в значительной мере ушла в подполье. В это время был создан Совет Церквей ЕХБ - нелегальный союз, объединявший церкви, лишенные регистрации. Совет Церквей принципиально игнорировал дискриминационное советское законодательство о «религиозных культах», в сети подпольных типографий по всей стране печатал Библии и другую духовную литературу, а также наладил нелегальные поставки духовной литературы из-за границы. В этот период сотни верующих Совета Церквей оказались в местах лишения свободы за нелегальную религиозную деятельность.
.
Разгар "хрущевских гонений" - начало 1960-х. Зима. Богослужение Владивостокской церкви ЕХБ на развалинах молитвенного дома на ул. Селенгинской, снесенного по указанию городской администрации. Церковь готовится к Причастию.
.
В годы правления Л. И. Брежнева отношение к верующим несколько смягчилось: церкви не только охотно регистрировали, но даже стали принуждать к регистрации тех, кто этого не хотел. Это объяснялось тем, что верующие в регистрированных церквях вынуждены были искать компромисс с дискриманиционным законодательством, а органам власти были существенно легче их контролировать.
.
В постперестроечное время дискриминационные положения в законодательстве были отменены, а церкви, желающие регистрации, свободно могли это сделать.
.
В последнее время ситуация ухудшается. Участились различные проверки и случаи закрытия созданных церквями реабилитационных центров для наркоманов и алкоголиков. Церкви де-факто лишены возможности организовывать воскресные школы и лагеря отдыха (поскольку оформление всех необходимых для этого документов не под силу среднестатистической общине).
.
Андрей Дементьев,
член Владивостокской церкви ЕХБ «Благая Весть»