Свет Евангелия в Русском Китае (черновик) - 2

Aug 05, 2012 14:43

Оригинал взят у adementev в Свет Евангелия в Русском Китае (черновик) - 2

Глава 2 (начало). Баптисты, евангельские христиане и методисты. 1917-1926 годы.

.  


Объявления в журнале "Благовестник" о времени и месте богослужений баптистских общины Владивостока, Никольска-Уссурийского, Читы и Харбина, 1920 год

Исторический контекст

В 1917 году в России разразилась сначала февральская, а затем и октябрьская революции. Политические перевороты происходили на фоне боевых действий Первой мировой войны, в которую Российская империя была втянута с 1914 года и несла колоссальные человеческие и материальные потери. Вскоре после прихода к власти большевиков в стране разразилась гражданская война. 


В это время в самом Китае происходили серьезные политические потрясения, связанные с крушением императорской власти. В Маньчжурии власть взяло автономное мукденское правительство, которое возглавил маршал Чжан Цзолин. Его поддерживала Япония. 
На ситуацию в Харбине влияли перемены, происходящие и в России и в Китае. Харбин оказался в глубоком тылу Белого движения. В 1919-1920 годах местные коммунисты, организовав забастовки на КВЖД, попытались взять власть в свои руки. Однако добились лишь того, что китайские власти, воспользовавшись удобным моментом, окончательно отстранили от власти генерала Дмитрия Леонидовича Хорвата, управлявшего КВЖД с 1902 года. Благодаря этому китайские правители начали все более и более «прибирать к рукам» КВЖД и ограничивать права русского населения Маньчжурии.

После разгрома армии адмирала Колчака в конце 1919 года началась массовая эмиграция в Манчжурию и военных и сочувствовавшему Белому движению населения. Именно в это время начало формироваться российское дальневосточное зарубежье.

"Процесс этот - в сравнении с аналогичным в Европе - имел ряд особенностей, - считает историк КВЖД Е. А. Аблова. -  Во-первых, беженцы из Советской России стремились не просто в Маньчжурию, а именно на КВЖД, надеясь найти в Харбине и на линии не только работу и кров, но и привычный русский уклад жизни среди российского же населения. Поэтому, обретя в Маньчжурии почти полное подобие жизни дореволюционной России, русские белые чувствовали себя в меньшей степени изгоями, нежели их европейские товарищи по несчастью.

Второй отличительной чертой русского дальневосточного зарубежья являлась «двуслойность» его происхождения - эмигрантская колония образовалась на основе дореволюционного населения полосы отчуждения и из прибывших сюда во время гражданской войны бывших подданных Российской империи». (1)

Сколько именно было российских эмигрантов в Маньчжурии к середине 1920-х? Оценки очень сильно разнятся, - от  86 тысяч человек (данные китайской полиции, склонной занижать численность русских) до полумиллиона (исследователь О.Л. Воронин). Е. А. Аблова, сравнивая различные источники, считает самыми близкими к истине статистические данные земельного отдела КВЖД - 166 тысяч человек русского населения только в Харбине в 1923 году. Если приплюсовать сюда 15 тысяч русских жителей Шанхая и несколько десятков тысяч человек, живших в поселках вдоль КВЖД, получится примерная численность в 200 тысяч человек (эта оценка чаще всего встречалась в эмигрантских изданиях. (2)
Между тем с началом революции 1917 года радикальные изменения стали происходить не только в политической, но и религиозной жизни. В результате двух революций РПЦ в России сначала утратила свой статус госрелигии, а позднее превратилась в гонимую церковь. Причем, до 1928-29 годов гонения против РПЦ были даже более суровыми, чем против христиан протестантов (к которым часть большевиков в первые годы советской власти относилась с сочувствием). Благодаря революции в Россию смогли приехать для благовестия иностранные протестантские миссионеры, - раньше их просто высылали. 
Нужны ли они были в России? Бесспорно, да. России необходима была массовая проповедь Евангелия, - то, что не давала российскому народу РПЦ, заменявшая живую веру во Христа мертвой обрядовостью и внешней религиозностью. Местные евангельские общины существовали в условиях непрекращающихся гонений и потому не имели ни опыта массового благовестия, ни досточного количества подготовленных миссионеров, ни серьезной материальной базы. Поэтому материальная, организационная и духовная поддержка зарубежных братьев для них была очень ценна.  В свою очередь, и миссионеры в деле благовестия опирались на помощь местных христиан.  
Иностранные миссионерские общества. Баптисты и методисты.

Автору известно о работе трех иностранных евангельских миссий на российском Дальнем Востоке. История двух из них имеет первостепенную важность для этой работы. Перечислю все три.

1. «Германская» миссия. Ее основным миссионером был Яков Яковлевич Винс, а базой - около 50 тысяч меннонитов, эмигрировавших от гонений царского правительства из России в Америку в 1870-1880-х годах. (Меннониты - ближайшая к баптистам евангельская  деноминация). Эмигранты-меннониты жили в штатах Оклахома, Канзас, Северная и Южная Дакота и занимались, преимущественно, фермерством.(3)  Название «германское» вероятно, связано с тем, что большинство меннонитов в России имели немецкие корни.

Пастор Винс, высланный царским правительством за проповедь Евангелия из России, вернулся в нее в 1919 году. Центром своей работы он избрал Хабаровск, где организовал Дальневосточный Союз Баптистов (ДВСБ). Вероятно, ДВСБ довольно серьезно поддерживался меннонитами.  ДВСБ активно работал в Хабаровском крае, Амурской области, Забайкалье, Сахалине. В гораздо меньшей степени - в Приморье. Что касается Харбина, то автору известно только об одном эпизоде, где фигурирует Яков Винс: в 1924 году Винс сместил пастора местной общины Роберта Фетлера и сам на непродолжительное время стал руководителем местной общины. Этот эпизод мы разберем ниже. 
Что касается судьбы работы ДВСБ, то в конце 1920-х он был разогнан большевиками. Яков Винс, имевший канадское гражданство, уехал в 1928 году в Канаду, где и отошел в вечность в 1944 году. Его сын, Петр Яковлевич Винс, трудился пастором в ДВСБ и, несмотря на наличие канадского паспорта и на настойчивые предложения со стороны власти, отказался уезжать в Канаду. Он был расстрелян в 1937 году. Практически все сотрудники ДВСБ были уничтожены физически в ходе сталинских репрессий: либо расстрелян, либо погибли в лагерях. (4)

2. Шведско-Американское миссионерское общество (ШАМО). Главными миссионерами его были шведы Эрик Валдмар Олсон (до 1924 года) и Август Линдстедт. Базой этого миссии являлся небольшой (американским меркам) союз баптистских церквей Swedish Baptist General Conference в США с центром в Миннесоте. Этот союз был основан шведскими эмигрантами в Америке. Союз существует и поныне, правда из его названия убрано слово  «Swedish». 
ШАМО начало свою работу в России в 1919 году, когда во Владивосток прибыл Эрик Олсон. Владивосток был центром работы ШАМО до конца 1922 года, - времени, когда в него пришли красные. После этого центром работы ШАМО стал Харбин, а миссионерским полем являлась русская эмигрантская диаспора в Китае, а также Приморье - примерно до конца 1920-х. В Китае ШАМО работало до 1940 годов и ее работе мы уделим много внимания.

3. Сибирско-Маньчжурская миссия Методистской Епископальной Церкви, Юг (СММ). Как следует из названия, эта миссия работала от одного из методитских союзов - Методистской Епископальной Церкви, Юг. Русским отделением СММ заведовали американские пасторы Г. В. Дженкинс (выполнял обязанности суперинтенданта, т. е. общего руководитея) и Дж. Ф. Эрвин (отвечающий за духовную работу).  


Один из номеров газеты "Методистский христианский Поборник", издаваемой СММ в Харбине. На обложке - американские сотрудники русского отдела СММ, в центре - епископ Хайрам Боз, контролировавший работу миссии. Слева вверху - пастор Дженкинс, справа вверху - пастор Эрвин.
Свою работу, как и ШАМО, миссия начала в конце 1920 года с Владивостока, но очень быстро центр работы переместился в Харбин. Благодаря своим масштабным социальным и благотворительным проектам эта миссия оказывала серьезное влияние на жизнь русской диаспоры Харбине и других гродах Маньчжурии. Однако в 1927 году работа СММ была неожидано свернута.  
Итак, прежде чем рассказывать о приходе в Харбин миссий, поробуем «откатиться» на несколько лет назад, чтобы представить ситуацию.

Харбинская община баптистов к началу 1920-х годов

В 1920-1921 годах баптистами Приморья издавался журнал «Благовестник». Иногда в нем публиковались письма верующих, в которых можно почерпнуть некоторую информацию о ситуации в Харбинской баптистской общине.
Судя по тому, что ни в одной из корреспонденций 1920 года не упоминалось имя пресвитера,  его в общине не было. Более того, можно предположить, что его не было достаточно давно. Зато в письмах неоднократно упоминались посещения Харбина помощником пресвитера Владивостокской общины Ефима Викентьевич Забудского(5), являвшегося на тот период помощником пресвитера Владивостокской общины баптистов и одновременно - благовестником-миссионером (6). Забудский к тому времени уже имел пресвитерское рукоположение (7), поэтому мог решить все вопросы, связанные с совершением крещений и преподанием Вечери членам общины.

«Приносим Вам за Вашу заботу о нас, выразившуюся в посылке к нам брата Е. В. Забудского, для поддержания в нас духовной жизни, для работы на ниве Божьей, - писали пресвитеру Владивостокской баптистской общины и редактору журнала «Благовестник» Р. А. Фетлеру члены Харбинской общины. - Кратковременное пребывание брата Забудского в Харбине, продолжающееся в течение двух недель, очень много подвинулов вперед нашу работу и мы сожалеем, что брату Забудскому не пришлось поработать у нас более определнного ему срока. Открывшаяся, равно и постепенно открывающася работа в Харбине, по приведению нуждающихся к Богу, требует постоянного проповедника, освобожденного от всего, что связывало бы его с житейскими делами. Если есть возможность, просим не отказать отпустить брата Забудского к нам так же на праздники Рождества Христова». (8)



В то же время, очевидно, был высок авторитет регента хора Харбинской общины Рудольфа Гиртовича Керре (Карсона): когда в начале 1920 года он заболел, его болезни были посвящены два письма, в когда в сентябре того же года скончался, - журнал опубликовал некролог, занимающий больше страницы.
«Без регента у нас дело пошло очень худо, - писал П. М. Блинов, когда Керре заболел. - Подходит Пасха, а мы, хористы, а также некоторые члены нашей общины находимся в большом унынии, так как без регента не имеем возможности так хорошо и радостно праздновать воспоминание Воскресения Христа, как это было в прошлом году». (9)  
Р. Г. Керре (латыш по национальности) был призван на военную службу в 1914 году и в 1915 году был откомандирован в Харбин. Здесь он разыскал тогда еще совместную евангельско-баптистскую общину, к которой присоединился. Имея музыкальный дар он организовал хор, обучая певчих. К 1917-1918 году в хоре уже было 20-25 хористов. В 1919 году хор устроил несколько праздников, которые привлекли много слушателей. Хор имел большие планы на 1920 год, однако из-за болезни и кончины Р. Г. Керре эти планы так и не воплотились. (10)
Можно отметить, что баптистская община Харбина поддерживала достаточно тесные отношения с местной Евангелическо-Лютеранской Церковью (ЕЛЦ). Так, например, Р. Г. Керре обучал пению латышский хор ЕЛЦ (11), а ЕЛЦ в течение некоторого времени предоставляла свое помещение баптистам для проведения богослужений. (12)

Наконец, в апреле или мае 1921 года в Харбин из Владивостока прибыл баптистский проповедник и миссионер Иван Захарович Осипов, который сразу же стал пресвитером (или, как тогда их называли, наставником) Харбинской общины баптистов. (13)


И. З. Осипов, которому на тот момент было 37 лет, происходил из донских казаков. (14) Он уверовал в 1906 году (15), затем окончил Баптистский Богословский Институт в польском городе Лодзь (16). И перебрался жить в Сибирь, - сначала в Омск (где его избрали на проповедническое служение), затем в Новониколаевск. Осипов воевал во время первой мировой войны, а в июне 1920 года вернулся в Сибирь (17).  Можно предположить, что он участвовал в Гражданской войне, воюя против красных. Это, в частности, объясняло бы причины его эмиграции из «красной» Сибири через Владивосток, входящий в то время в Дальневосточную Республику, в «белый» Харбин.
Ознакомившись с ситуацией в Харбинской общине, Осипов нашел, что дела находятся в расстройстве, о чем он написал Роберту Фетлеру. 


Журнал «Благовестник» (Владивосток) №7 за 1921 год, с. 136-137.



Видимо, наличие пресвитера благотворно сказалось на жизни общины. Во всяком случае, спустя несколько месяцев в «Благовестнике» были опубликованы еще два письма из Харбина, на этот раз полные оптимизма.


Журнал «Благовестник» (Владивосток) №11 за 1921 год, с. 201-202    .



Харбин находится в низинной местности на берегу реки Сунгари, поэтому его часто подтапливает. А иногда случаются и вовсе полноценные наводнения как в 1932 году (на фото внизу)



Андрей Дементьев

Продолжение главы 2 следует...

-------------------------------------------------------------------------------------
(1) Аблова Н.Е. «История КВЖД и российской эмиграции в Китае (первая половина ХХ в.)». БГУ, 1999.
(2)Там же.
(3)Журнал «Друг» (США, Пенсильвания, Филадельфия) №5 за май 1919 года, с. 37.  
(4)Много информации о служении семьи Винс в СССР и о работе ДВСБ содержится в документальной книге Г. П. Винса «Тропою верности». 
(5)Например, журнал «Благовестник» (Владивосток) №12 за 1920 год, с. 206, журнал «Благовестник» (Владивосток) №5 за 1921 год, с. 76.
(6) Журнал «Благовестник» (Владивосток) №5 за 1921 год, с. 91.
(7) Там же.
(8) Журнал «Благовестник» (Владивосток) №5 за 1921 год, с. 76.
(9) Журнал «Благовестник» (Владивосток) №4 за 1920 год, с. 57.
(10) Журнал «Благовестник» (Владивосток) №12 за 1920 год, с. 206.
(11) Там же.
(12) Журнал «Благовестник» (Владивосток) №9 за 1920 год, с. 144.
(13) Журнал «Благовестник» (Владивосток) №6 за 1921 год, с. 121-124.
(14) Там же.
(15) Там же.
(16) ГАХК,  ф. Р-830, оп. 3, д. 34935 л.1
(17) Журнал «Благовестник» (Владивосток) №6 за 1921 год, с. 121.
-----------------------------------------------------------------------------------
Персоны:
Аблова Е. А.
Блинов П. М.
Винс Петр Яковлевич
Винс Яков Яковлевич
Воронин О. Л.
Дженкинс Г. В.
Забудский Ефим Викентьевич
Керре (Карсон) Рудольф Гиртович
Колчак, адмирал
Линдстедт Август
Олсон Эрик Валдмар
Осипов Иван Захарович
Фетлер Роберт Андреевич
Хорват Дмитрий Леонидович
Чжан Цзолин
Эрвин Дж. Ф.
-----------------------------------------------------------------------
Географические объекты:
Амурская область
Владивосток
Дакота Северная
Дакота Южная
Забайкалье
Канзас
Лодзь
Миннесота
Никольск-Уссурийский (ныне Уссурийск)
Новониколаевск (ныне Новосибирск)
Оклахома
Омск
Сахалин
Хабаровск
Харбин
Чита
Шанхай
---------------------------------------------------------------------------
Аббревиатуры:
ДВСБ
ЕЛЦ
КВЖД
РПЦ
СММ
ШАМО

история, свидетельство

Previous post Next post
Up