Я решил немного разнообразить тему для публикации и хочу здесь выложить небольшой отрывок из - даже не книги , а скорее брошюры. Она называется Рассказ о Лунной Сонате. Софья Хентова. Музгиз Ленинград 1961. Библиотека музыкального самообразования.
В период, когда Лист завершил редактирование сонат, он уже отказался от концертной деятельности. К старасти другие планы и задачи увлекли его: сочинение, пепедагогика. Но «Лунная» по-прежнему занимала в его сердце особое место. Как и у Бетховена, с этой сонатой у Листа, видимо, было связано нечто очень личное, глубокое, сокровенное, «Никаких пьес Лист не задавал, вспоминал обучавшийся у Листа выдающийся русский пианист Александр Зилоти.- Всякий мог учить, что ему вздумается. Приходя на урок, мы клали наши ноты на рояль, а Лист выбирал то, что ему хотелось слушать. Только две пьесы нельзя было ему играть: его Вторую рапсодию, как слишком заигранную, и сонату «Quasi una fantasia» Бетховена, которую Лист в свое время неподражаемо исполнял» И все же однажды Зилоти довелось услышать исполнение Листом этой сонаты в старости. Дело, по рассказу Зилоти, происходило так: «Антон Рубинштейн давал свое историческое утро (для музыкантов) в лейпцигском Гевандхаузе. Я поехал послушать, по совету и желанию Листа, который мне приказал после этого концерта вернуться в Веймар и обо всем ему рассказать. Это было утро бетховенских сонат. Рубинштейн был в особенном ударе, и все сонаты были сыграны одна лучше другой. Особенно меня поразило исполнение «Лунной сонаты». Я прямо ошалел от такого исполнения. Через два часа я уже был у Листа, как раз к началу урока. Едва поздоровавшись, я, под впечатлением этой небывалой игры, сразу же, захлебываясь, рассказал Листу, что исполнение было удивительное, что подобного исполнения «Лунной сонаты» я не слыхал». Восторг Зилоти взволновал старого Листа и вызвал у него желание сыграть сонату. «…Он посмотрел в мою сторону и, как мне показалось, остановил свой пристальный взгляд на мне, точно желая сказать: «Ну, слушай теперь». Он начал играть: я насторожился. Рубинштейн играл на чудном Бехштейне и в великолепном в акустическом отношении зале; Лист играл в маленькой комнате, пол которой был покрыт коврами, и в этом маленьком помещении находилось 35-40 человек; рояль был разбитый, неровный и расстроенный. Когда он сыграл одни только вступительные триоли, я почувствовал, что будто меня в этой комнате уже нет; а когда через четыре такта началось соль-диез в правой руке, то я совсем ничего больше не понимал. Это соль-диез он, собственно, не выделял, но это был какой-то неведомый мне звук, который я теперь, через 27 лет, еще ясно слышу… Он сыграл всю первую часть. потом всю вторую; третью он только начал и сказал, что он слишком стар -- не хватает физических сил, чтобы сыграть эту часть. Кончив играть, Лист встал и подошел ко мне. У меня были слезы на глазах, я был вне себя и мог только сказать: "Meister, я ничего не понимаю, я ничего подобного никогда не слыхал" Эпизод, описанный Зилоти, происходил в 1886 году.Это было последнее исполнение Листом «Лунной сонаты». Зилоти никогда больше не мог заставить себя слушать сонату в концертах других пианистов. Когда ее играли, он покидал зал.