Господин
palaman предложил формулу христианского (точнее, Православного) имперского идеологического дискурса, то есть решения задачи: "Что делать с собственными богами покорëнных народов?" Задача это важная, поскольку покуда у народа есть свой бог, народ не покорëн идейно и может возстать по религиозным причинам.
Насколько я понял его изложение формулы и еë объяснения, она состоит из двух основных пунктов.
1. Боги покорëнных народов признаются существующими, а сущность их бесовской.
2. Провозглашается имперская веротерпимость.
По-моему, всë это очень плохо.
1. Объявление чужих богов бесами унижает и оскорбляет другие народы. Для меня это примерный аналог формулы: "Твоя мать шлюха". Нечто подобное кинорежиссёр Лунгин предложил русским в кинофильме "Луна-парк", конкретизировав, что еврейская шлюха. Идеология господина Лунгина не снискала популярности у русских, насколько я могу судить.
2. Веротерпимость к бесам... Не знаю, насколько она соответствует христианским канонам, но вообще эта идея выглядит довольно дико и, как и предыдущий пункт, унизительно. "Верьте в своих бесов, нелюди".
В общем, не берите господина Солохина в имперские идеологи, мой Вам совет.
Между тем, в христианстве существует работоспособный и притом довольно качественный, опробованный механизм интеграции богов чужих народов в христианскую имперскую идеологию. И в исламе этот механизм тоже предусмотрен. Конечно, я говорю об институте святых и пророков.
Механизм, схематически, таков. Завоëвываем Руританию. Руританцы верят в бога Вайдуа, не имеющего к христианству никакого отношения. Что мы делаем с этим богом? Объявляем его пророком, посланным Ягве непосредственно руританцам, а окружение этого бога, жëн там его, детей - святыми руританцами. Доказательства? Вот как раз найдена книга пророка Вайдуа, написанная Ездрой. Включаем эту книгу в наш набор священных текстов. Вот картина: "Иисус навещает бога Вайдуа перед битвой при Хамамеше" (это в религии руританцев главная битва между Добром и Злом; руританцы в ней победили, конечно). В общем, пересказываем руританские сказки от своего лица. Всë с уважением к местным жителям, без малейших признаков оскорбительного подхода. И пусть себе верят в своего Вайдуа как в местный филиал христианства, но для высших уровней посвящения руританских жрецов предлагаем уже обычное христианство. Последнее постепенно, за века, вытесняет древний культ, поскольку массы склонны подражать элите. Бог Вайдуа не дискредитируется, но постепенно остаëтся лишь в дальних деревнях. Профит.
Хорошая религия должна быть вольна в своих догматах; разве нет? Тем более, что менять ничего не нужно. Просто приспособить БикМак для Индии - без говядины.
Берите в идеологи меня, я не подведу.
:-))