Не подлежит сомнению, что человеческие существа обладают способностью применять своё воображение к областям, не имеющим прямого практического значения. Сила фантазии подобна руке робота, которой, в принципе, безразлично, что именно перемещать. Проблемы, созданные воображением, она исследует так же, как возможные последствия реальных трудностей - и, может быть, даже с большей свободой. Мы вправе говорить о том, что в ходе эволюции у людей возникла способность моделировать ситуации, и эта способность существует как бы сама по себе, то есть может использоваться "нецелево".
В течение длительного периода времени фантазия людей помимо практических проблем была занята воображением потусторонних миров, так называемых божественных явлений. Параллельно существовала полу-реалистическая традиция расходовать своё воображение на моделирование социальных практик. На обоих поприщах были достигнуты значительные успехи. Однако относительно недавно, в XVIII-XIX веках, культурная ситуация развернула поток фантазии в направлении технического прогресса, что подхлестнуло и работу воображений в социальной сфере (утопизм, анти-утопизм, коммунизм и прочее). Нередко эти явления пересекались; тогда фантазии с большим или меньшим искусством сочетали в себе модели технические и общественные.
Современному интересу к фантастике и высокому объёму проводимой в этой области работы мы обязаны переориентации воображательных усилий масс с религиозной на научно-техническую и социальную тематику, при сохранении некоего полу-гибрида мистики и социально-технической фантастики, с преобладанием последней, который принято называть словом "фэнтези". По тому месту, которое фантастика занимает в умах современных людей, мы вправе судить о том, какой объём в них ранее отводился богословию.
.
Копия поста:
https://bantaputu.dreamwidth.org/495762.html.