Элитарного образования пост

Sep 03, 2018 17:32

Периодически приходится натыкаться на высказывания, подобные нижеследующему:

- Отечество будетъ спасено, если достаточная часть представителей большаго бизнеса и администраціи проникнется мыслью, что подражать надо аристократической культурѣ и аристократическому образованію.

Цитируется по цитате же отсюда.

Спросите автора высказывания, что он имеет в виду под "аристократическим образованием". Он ответит вам про "изучение Горация в оригинале" и т. д. Может сложиться ощущение, что выражения "карго-культ" и "мартышка и очки" не являются общеизвестными. Спрашивать про аристократическую культуру, про то, что это за зверь такой и чем она интереснее любой иной субкультуры - не стоит, чтобы идиот не назвал вас идиотом. Не нужно и интересоваться, какая польза современному человеку от способности по памяти переводить Овидия - по той же причине. Вас просто назовут придурком, совком и ещё как-нибудь вроде того. Разговора не выйдет.

При всём кретинизме посылов, подобных процитированному, "аристократическое образование" действительно имеет ряд особенностей и действительно в определённом смысле является эффективным. Просто нужно понимать, что это и как именно работает.

Объясняю. Изучение древних языков, демонстративное пренебрежение естественными науками и тому подобные вещи, практикуемые, к примеру, в системе образования для английского истеблишмента, имеют целью формирование у молодых людей навыков, заведомо бесполезных. "Но для чего учить заведомо бесполезным вещам?" - спросите вы. Не "для чего?", а "почему?" Потому, что полезным вещам учат тех, кто должен работать. А те, кто предполагаются на роли хозяев жизни, должны иметь какие-то существенные отличия от таковых. Латынь и древнегреческий изучаются в частных школах для истеблишмента не потому, что они полезны сами по себе, но, напротив, именно потому, что они бесполезны. "Но ведь это же глупо!" Не совсем. Это вполне эффективная стратегия, просто она не связана со знаниями и навыками как таковыми. Она связана с подготовкой сплочённой социальной группы. Обучение "ненужным" вещам позволяет сформировать у молодёжи устойчивое мнение, что раз они обучены бесполезному (а не математике или, хотя бы, бизнесу), то ради жизненного успеха они должны придерживаться единственно подходящей в таком случае стратегии.

Какой стратегии? А как бы вы поступили, если бы вас с навыками написания сонетов (и только) отправили бы в составе группы из 20 человек, таких же, как вы, на химкомбинат с 10 000 сотрудников? Как бы вы постарались выжить? Ответ тут один: держаться вместе. Ни в коем случае не растворяться в коллективе поодиночке, но
считать себя особым сообществом, в которое не допускаются люди из остальных 10 000 сотрудников и которое добивается целей общими усилиями. А дальше - захватить заводскую многотиражку, например, или что-то "освобождённое", как говорили в СССР.

Изучение античной литературы имеет целью не изучение античной литературы, а формирование сплочённого сообщества. Той же цели служат и иные особенности организации частных школ для истеблишмента - изоляция учеников от семей, определённые кодексы поведения, традиции и т. д. Всё это звенья одной системы. Каждое из звеньев само по себе бессмысленно - как бессмысленно считать кунг-фу боевым искусством в эпоху танков и БЛА. Кунг-фу имеет смысл изучать только ради встраивания в некое сообщество (ну, и ещё как оздоровительную гимнастику - может быть; но это второстепенно). Так и с латынью и всем таким прочим.

Люди, которые настаивают на необходимости образования элитной молодёжи по классическим образцам, не понимают смысла образования элитной молодёжи. Так же, заметим, как в своё время критики коммунистической номенклатуры не понимали, что ошибаются, критикуя номенклатуру за бесполезность. Сообщество коммунистической элиты это сообщество людей, бесполезных для общества - но при этом теснейшим образом сплочённых именно этой своей бесполезностью. Что делало и продолжает делать эту социальную группу (точнее, её наследников - теперь уже) сильнейшим борцом за политические и экономические ресурсы общества. Сплочённость - вот ключ к успеху. Разрозненные и самостоятельные талантливые профессионалы, обученные всем премудростям современной науки, проиграют политическую борьбу сильным своим единством бездарям и тупицам, обученным только вышиванию крестиком. Проиграют - и окажутся у них в услужении.

Чему именно учить будущий истеблишмент, абсолютно всё равно. Это может быть латынь, марксизм или дзю-до, раскладывание пасьянсов или астрология. Важно, чтобы эта "наука" была совершенно бесполезной в современной жизни, что гарантирует, что пролетарии и интеллигенты не станут обучать ей своих детей. Кстати сказать, эта схема работает и в части основного (родного) языка. Обучать детей, скажем, татарскому языку вместо, допустим, английского выглядит дурью и пустой потерей времени. Но только не в случае, если вы выращиваете "расу господ". Английский выучат все остальные. Их можно будет нанять в переводчики. А ваша задача - сформировать сообщество, отчуждённое ото "всех остальных". Сообщество, которое будет править.

Советская система образования, формировавшая элиту из людей, изучавших заведомый бред (политэкономию социализма, например), по существу была ничуть не хуже своего английского аналога. Она выполняла ту же самую главную задачу. Система рекрутирования элитариев из числа спарринг-партнёров по дзю-до также ничуть не хуже. И так далее.

На латыни свет клином не сошёлся. Если кто-то будет призывать вас к обучению в "классическом" ключе, обвините его в том, что он дебил и поклонник карго-культа, не понимающий сути того, к чему призывает, и не ошибётесь. Если вы собрались стать элитарием, то изучать нужно не именно латынь (хотя в каких-то ситуациях можно и её), а те бесполезные практики, которые в моде в вашей стране именно сейчас. Поскольку важны, повторюсь, не знания и умения, а верность команде. Знания и умения нужны тем, кем вы будете руководить.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/387447.html.

теория общества

Previous post Next post
Up