О поражениях 1941 года

Jun 22, 2015 14:56

Всё, что я знаю о периоде, непосредственно предшествовавшем началу ВОВ, не позволяет с полной, (да и даже с частичной) уверенностью судить о множестве важных политических и военных аспектов событий того времени. Имеющаяся информация, увы, недостаточна, отчасти противоречива и нередко подтасована.

Тем не менее, совокупность сведений о технических и организационных сторонах жизни РККА, которые можно считать достоверными, позволила мне с большой уверенностью в своей правоте сделать вывод об общей причине тяжёлых поражений нашей армии в 1941 году. Эта причина может быть сформулирована очень просто и кратко, и даже обозначена всего лишь одним словом. Слово это - "самонадеянность".

Руководство РККА и СССР к июню 1941 года было действительно уверено в том, что фактически имевшиеся в его распоряжении силы и средства позволят РККА разгромить вермахт и его союзников во встречном сражении, проведя масштабное контрнаступление. Руководители РККА и СССР в указанный период были вполне убеждены в способности красноармейских частей и соединений вести успешные маневренные боевые действия против немецкой армии. Существовали расхождения в оценке степени успешности констрнаступления, в духе "Дойдём до Берлина, или только до Вислы?" Но в том, что Красную Армию во встречном столкновении с предполагаемым противником ожидает успех как таковой, никто из ответственных товарищей не сомневался. По крайней мере, сведений о наличии у кого бы то ни было из ответственных лиц соответствующих сомнений у меня нет.

Бесчисленное количество факторов - способность КПП Т-34 корректно функционировать, МиГ-3 сбивать U-87, ПВО войск отражать атаки, системы радиосвязи войск обеспечивать потребности управления, артиллерии выполнять заявки войск и т. д., и т. п., тысячу-две пунктов, радикально переоценивалась советским руководством. Поэтому был выбран такой план ведения войны, который был выбран. Достоверных документов по данному плану, насколько мне известно, в открытом доступе нет, имеются лишь отдельные фрагменты общей картины (данные по нескольким штабным играм, например). Но более или менее известна реальная конфигурация войск на 22.06.41. Из имеющихся сведений можно сделать вывод: на начальный период войны для РККА планировались действия, теоретически обещавшие максимальный успех в кратчайшее время, то есть разгром сил противника во встречном приграничном сражении, без допущения перехода противника к стратегической и оперативной обороне (до какого-то рубежа). В результате получилось именно то, что планировалось, но разгромили другую сторону.

Я полагаю, что у СССР, на самом деле, в тот момент была только одна возможность предотвратить разгром, и это был переход к стратегической обороне на первом этапе войны - примерно по типу решения, принятого перед битвой на Курской дуге, с соответствующей инженерной подготовкой местности. Подобное решение исключало быстрое окончание войны, но, в принципе, позволяло отступить не далее старой границы. Выгоды от подобного исхода приграничного сражения очевидны - но очевидны сейчас, с послезнанием. А в 1940-1941 годах, насколько я знаю, подобное никому и в голову не приходило.

Таким образом, трагедия нашего народа в 1941 году проходит по разряду "ошибка в суждении".
_______________________

И это тысячная запись в моём Живом журнале.
Previous post Next post
Up