Jan 25, 2022 20:35
Высоцкому 84.
В 15 лет я написал олимпиадное сочинение "Эхо войны в поэзии Высоцкого". И в этом сочинении сказал, что когда Высоцкий пишет песню, то он эпический поэт, а когда стихи, то лирический. Самое удивительное в песнях Высоцкого это авторская вненаходимость. "Я полгода почти через злые бои прошагал и прополз с батальоном" это не Высоцкий, играющий роль фронтовика, не лирический герой, а данное вне авторского голоса слово тысячам, которые шли и ползли. Высоцкий абсолютно за кадром и своего присутствия, и своего Я. Из него вырастает многоустый голос народа. Отсюда невероятные инсайты, которые вообще невозможно анализировать как позицию лирического героя. Например: "А клены длинные росли, считались колокольнями, а люди шли, а люди шли, путями шли окольными". Сразу видишь церковь без креста, клен вместо колокольни и разбредающихся обитателей обезбоженного мира. Кто это сказал? Актер? Поэт? Нет, это слова какого-то мужика, живущего в поселке в захолустье, и не знающего, что ему делать со своей жизнью. "И если б наша власть была для нас для всех понятная, то счастие б она нашла, а нынче жизнь проклятая". Это эпос. Но стоит Высоцкому убрать гитару, и голос сужается до лирического героя. "Я" стихов это только "я" самого Высоцкого. В стихах он излагает собственный взгляд на мир. И это касается даже военной темы. Потому что, например, "Ожидание длилось, а проводы были недолги" это рассказ о поездке на машине в Польшу, по местам боев. К водителю приходят сами гении военных мест, но воспринимает их именно он, артист, впервые выезжающий за рубеж. Почему без гитары не получался эпос? Наверно, потому же, почему и у Гомера он не получился бы без кифары. Музыка, ритм, повторы дают мысли особый объем. Голоса людей приходят вместе с музыкой. Без нее эпический поэт одинок.
Календарь