Царские надписи и царские гимны шумеров и вавилонян - ОН. Потому что отчет о действиях правителя богам. Статуя или надпись характеризует того, кто ее установил.
Царские гимны - Я. Цари обожествлены и имеют право на первое лицо. Но иногда ОН (когда нужно воспеть).
Анналы ассирийских царей - Я. Сам царь рассказывает о себе. Не призма, не табличка, а сам человек, совершивший нечто, докладывает богам о своих подвигах.
Ритуальные тексты, гадательные тексты - ТЫ. Инструкция жрецу, проводящему ритуал. Ты сделаешь. Ты произнесешь. Табличка сама говорит, как поступать правильно.
Письма - в предисловии ОН. Письмо говорит адресату о пославшем его. Потом Я - прямая речь пославшего.
Гимны богам и храмам - ТЫ. Обращение.
Две эпохи отчетливого Я: 3 династия Ура и имперская Ассирия. Перекачивание формул из шумерских царских гимнов в ассирийские царские анналы.
Неожиданное сравнение с еврейским источником: Я - царство, ТЫ - священство, ОН - тайна.
Ilya Dvorkin Загар I, 204 b
מאן אני, דא קודשא בריך הוא מלכות שמים קדישא.. אני שלטנו דעלמא דין ועלמא דאתי
Что такое Я? Это Святой благословен Он, царство небесное… Я - это царство этого мира и царство мира грядущего
Ilya Dvorkin Зогар III,271а
אתה שירותא לאתגלייא לבר, ובגין כך אקרי אתה, ומאן איהו, דא רזא דימינא, ואקרי כהן לגבי ההוא אתר, ורזא דא (תהלים קי ד) אתה כהן לעולם, מאן כהן לההוא עולם, אתה
Ты - начало раскрытия во вне. Поэтому и называется "Ты". А кто он, это тайна правой стороны и называется "священником" по отношению к тому месту. И тайна этого в словах: "Ты священник навеки" (Пс., 104). Кто священник навеки? Ты!
Ilya Dvorkin Зогар 1, 49а
והו"א, דא טמירא דכל טמירין, סתי דכל סתימין, דאקרי הו"א, ולא ידיע בשמא
"Он" - это тайна всех тайн, сокрытие всех сокрытий, называет "Он" и не узнает по имени.