"Застава Ильича" как пророчество

May 12, 2017 00:40

Два раза посмотрел "Заставу Ильича". Это больше семи часов подряд. Но в первый раз вечером, а во второй раз повторяли днем.
И только тогда, наконец, понял, про что фильм. Его эпиграфом может быть шуточная басня, которую как бы невзначай цитирует герой Тарковского: "С фуганком повстречалась фуга. Мораль: им не понять друг друга". Фильм не просто гениальный - он пророческий, поскольку в нем отразилось будущее всех актеров, поэтов, режиссеров и сценаристов, в нем занятых.
Итак, живет на свете мир фуганков, т.е. советская цивилизация. У него есть базис в виде трех товарищей (рабочий и два инженера) и присущих им девушек (инженеров, кондукторш, работниц). Но один из трех товарищей, главный герой Сережа, начинает рефлексировать и вскоре обнаруживает, что он слишком нормальный. У него все так, как должно быть у советского человека: революция, песня Интернационал, 37-й год, война, картошка. Наверно, это и хорошо. И его эта жизнь вполне бы устроила. Но не устраивают девушки своего уровня. Он хочет ту, что повыше статусом и поидеальнее. Сережа находит Аню - дочь работника партноменклатуры , перерезающего ленточки на выставках. Ее тоже что-то не устраивает в жизни. Например, мировоззрение отца и бывший муж-дурак с тремя языками. Она ищет кого-то попроще, но тоже поидеальнее. Сергей и Аня встречаются, и Аня ведет Сергея посмотреть на надстройку фуганочной цивилизации. Собственно, все очень просто: Сергей - из тех, кем руководят, Аня - из тех, кто руководит, а Евтушенко, Вознесенский и прочие - из тех, кто обслуживает обе части фуганочной цивилизации. Они читают стихи про винтиков, которые не хотят быть винтиками и находятся в самоупоении от полученной сверху свободы. У обслуги фуганков есть пример в лице поэтов комсомольской юности типа Светлова. И над всем этим - разумеется, Маяковский, кумир пролетариев, в виде памятника. Думая о любимой, Сергей читает именно Маяковского.
Этот мир фуганков был бы устроен на редкость хорошо и гармонично, если бы не противостоящий ему мир фуг. Мир фуг манифестирован миром фиг, которые постоянно достает из кармана и показывает миру фуганков продвинутая молодежь, собравшаяся на вечеринке. И вот тут только знай следи, все судьбы напоказ. Итак, в вечеринке участвуют: лидер мирового кино Тарковский, два сценариста фильмов Ильи Авербаха (второго по значимости русского режиссера после Тарковского) Павел Финн и Наталья Рязанцева, будущая монахиня Ольга Гобзева и будущая актриса-модель Светлана Светличная. Между тусовками тех и этих бегает Кончаловский, который нигде надолго не задерживается. Что происходит? Со стороны Тарковского - тотальное вышучивание всей традиции (как потом у скомороха в "Рублеве") и отказ от контекста цивилизации фуганков. Он не скептик, а бессознательный, стихийный мятежник, камня на камне не оставляющий от всей русско-советской цивилизации. Финн говорит, что ни к чему сейчас нельзя относиться серьезно. Он потом найдет этот серьез в сценарии "Объяснения в любви", но до этого еще большой путь. Гобзева - матушка Церковь, хранящая скрепы - даст мятежнику Тарковскому пощечину. И потом сама будет ходить как маятник, осуждая себя за то, что сделала. И в то же время понимать - не могла не сделать. Обратите внимание: многие герои названы именами актеров, но Гобзева - не Ольга, а Вера. Это гениально! Светличная - образ будущего гламура: сочетание русских народных песен с работой манекенщицы, полу-деревня и полу-город. Сергей понимает, что здесь конец и его миру, и его отношениям с Аней. Светличная ему как-то ближе.
Мир фиг станет миром фуг. Между прочим, Тарковский и все остальные - ровесники Евтушенко и остальных. Это одно поколение. Но они из разных миров. Так вот, мир фиг станет миром фуг. Из разрушителей - мятежников и скептиков - вдруг вырастут творцы нового человечества. Мир фуг в конце прошлого столетия физически разрушит мир фуганков. Рабочим, инженерам, обыкновенным созидателям будет трудно выжить в усложненном мире, построенном прогрессивными учеными и авторским кино. Советская цивилизация погибнет под гнетом этой невыносимой для нее сложности. Но в начале был отказ от советского контекста, т.е. от всех этих интернационалов и картошек. Фига в кармане как пропуск в новый мир, за которым - страдание миллионов простых людей. Это трагедия. Это, если хотите, Дарвин. Выживают и дают потомство наиболее приспособленные, наиболее усложняющиеся, приобретающие новые, небывалые черты, обладающие ветвящимся поликонтекстуальным мышлением. Как Тарковский, заключающие русский деревенский дом в своды католического собора.
А что же Сережа? Сережа держится за Мавзолей как за последнюю из существующих скреп. Это финал не только фильма, но и жизни фуганков. Если бы Попов был жив, он был бы вместе с Губенко в КПРФ.
Вот о чем получился фильм Хуциева.
А что же сам Хуциев, на чьей он стороне? Он - та самая трещина, которая прошла по сердцу поэта. В фильме о советских людях полно вставок из барочной музыки. Он и там, и здесь. Да и не об этом ли "Весна на Заречной улице"? Тоже фуганок и фуга.

Наблюдения

Previous post Next post
Up