Еда и питье в аккадском эпосе о Гильгамеше

May 09, 2016 23:19


Понял, о чем я не написал в книге о Гильгамеше. В главке про обряды перехода нужно было написать про еду и питье в аккадском эпосе. А там происходят удивительные вещи.
Прежде всего, Гильгамеш думает и совершает все свои подвиги абсолютно трезвым. Он не пьет ни пива, ни вина, ни даже воды. О том, что он ест, мы узнаем только во время его походов, где употреблено замечательное в своей нейтральности выражение iksup kusaapa "отломил ломтик". Ломтик чего - неизвестно. Наверно, лепешки, но для эпоса это не суть. То есть, Гильгамеш совершенно "воздушный".
А есть ли в эпосе вообще еда и питье? Есть, но в очень специфических контекстах и ситуациях.
Вода: Энкиду вместе с дикими тварями радует сердце водою; Небесный Бык пьет воду Евфрата, и река мелеет; боги пьют холодную воду в Подземном мире.
Молоко: Энкиду вскормлен молоком диких копытных в степи; Хумбаба оскорбляет Энкиду, называя его черепахой, не пившей молока своей матери.
Финиковое вино (kurunnu): его дают Энкиду вместе с хлебом, чтобы он очеловечился; им Утнапишти поит молодцев, помогающих ему возводить ковчег.
Пиво (shikaaru): в том же контексте с Энкиду; Сидури поит им богов у вод смерти.
Хлеб (разные слова): тот же контекст с очеловечиванием Энкиду; походы Гильгамеша и Энкиду; пир богов; 7 хлебов как счетчик дней сна Гильгамеша в стране бессмертия; пища на привале Гильгамеша и Уршанаби.
Пирог (kukku): игра слов (kukkuuu также значит "тьма") в контексте скорого потопа.
Мясо: пир богов; мясо диких копытных, которое ел Гильгамеш на пути к Утнапиштиму; кормление молодцев, помогающих строить ковчег.
Рыба: не упоминается.
Ложная пища: прах и глина - еда мертвецов.

Вместе выходит всего несколько случаев:
1. Удачная инициация Энкиду: переход от молока, травы и воды к хлебу, пиву и вину как от дикости к городской жизни.
2. Неудачная инициация Гильгамеша: 7 хлебов во время его 7-дневного сна.
3. Хлеб, мясо, холодная вода и вино как атрибуты пира богов.
4. Прах и и глина как пища мертвых.
5. Пиво как постоянное питье богов при их переправлении через воды смерти.
6. "Ломтики" как источники энергии Гильгамеша и его спутников во время дальних переходов.
7. Мясо, пиво и вино как пища команды кораблестроителей. Причем Утнапиштим кормит их "как в Новый год".
8. Пищевое слово как обман (потоп вместо пирога).
9. Пищевое слово в составе инвективы.

То есть, пища в аккадском эпосе о Гильгамеше имеет преимущественно инициационное значение.
Однако удивительно, что Гильгамеш совсем ничего не пьет. Что бы это значило?

Наблюдения

Previous post Next post
Up