Jun 11, 2011 01:52
Смотрел по каналу "Культура" фильм Сагалаева "Оптина пустынь. Воины Господа".
До глубины души поразили два момента.
Старец Леонтий признает Аллаха наравне с "нашим Богом". Он воспитывался в Узбекистане, знает язык, помнит мусульманские молитвы, восхваляет Аллаха на узбекском.
Старец Илий говорит "по-любому". Это оборотик из жаргона малиновых пиджаков, сменивший нормальный оборот "в любом случае". Я каленым железом выжигал из студентов в 90-е это "по-любому". А теперь оно даже к оптинскому старцу пожаловало.
Когда в январе я гостил у друга в Вене, то снял с полки две книги с изречениями старцев. Одна была с речами и письмами старца Амвросия, другая - с речами современного старца Иоанна Крестьянкина. Со страниц первой книги повеяло настоящим благоуханием, язык строгий, искусный, приятно читать. Тексты второй книги простые, даже просторечные, корявые, шершавые, полные не самым лучшим современным языком. А надписи под фотографиями вообще чудовищные. Например: "Святые мощи пришли в гости к батюшке".
В общем, привет Дэвиду Юму. Не только наше познание, но и наша вера находятся в границах нашего социального опыта. Если ты "воин Господа", толерантность тебе не пристала, тем более не стоит считать Аллаха и Христа за двух равноправных богов, ибо это уже язычество. И язык сменить бы нужно - на более духовный. Чтобы тянуть паству за собой вверх, как Амвросий.
UPD: Несколько лет назад Виктюк рассказывал, как к нему пришел молодой монах и сказал: "А у нас в монастыре теперь как в миру. А в миру как в аду". Кстати вспомнилось.
Впечатления