10 марта. 70 лет Валерию Агафонову

Mar 11, 2011 02:30

День рождения маэстро прошел в концертном зале Петербургского Дома ученых. Там летом 1984 г. состоялось его последнее выступление.
Было очень тепло, светло и радостно. Зал заполняли друзья и знакомые певца, много было публики помладше, совсем немного молодых лиц. В центре и одновременно в глубине сцены стояла гитара Валерия Агафонова, к которой возлагались цветы.
Сперва показывали фильм "Петербургский романс", перед его началом выступила вдова режиссера А. Сидельникова. После фильма ведущая вечера Лариса Дмитриева стала объявлять участников концерта - говорящих и поющих. Речевую часть открыл впс, сказавший, что жизнь Валерия Агафонова представляет собой парадоксальное явление. С одной стороны, Агафонов по своему отношению к жизни и по стилистике творчества был человеком позапрошлого века, и в двадцатом чувствовал себя неуютно. Но с другой стороны, он был дарован следующему столетию для сохранения вечной памяти о своем искусстве. Мы не знаем, какое количество талантливых музыкантов, выступавших в музыкальных салонах XIX века, осталось за бортом нашего восприятия по причине отсутствия в то время звукозаписи. Агафонов же промыслительно попал в двадцатый век, чтобы быть сохраненным для следующих поколений посредством чуда техники - магнитофона. Личность Агафонова была и остается учительной. Его искусство воспитывает в слушателе культуру речи, глубину и благородство чувств. Лучше, чем патриотические лозунги и декреты, оно учит любить Россию и почитать ее святыни. Можно заметить, что романсы в исполнении Агафонова воздействуют на слушателя как молитвы, поскольку интонационно они представляют собой обращение к сокровенным душевным глубинам человека, а из этих глубин голос певца устремляется к горним высотам. После меня выступал друг певца Николай Суворов. Он совершенно правильно сравнил Агафонова с Обуховой. Потом началась музыкальная часть вечера: пели лауреаты конкурса "Весна романса", причем сама руководитель этого конкурса Галина Ковзель тоже исполнила романс (а это нечасто с ней бывает). Петь старались не то, что сохранилось в записях Агафонова, поскольку соревноваться с ним бессмысленно. Потом крутили слайд-фильм с фотографиями и романсами (это единственный возможный видеоряд, поскольку ничего, кроме эпизодов в двух плохих художественных фильмах, от живого присутствия Агафонова не сохранилось).
После вечера подходили друзья и знакомые Валерия Агафонова. Долго говорили о необходимости сделать книгу мемуаров. Но дело это непростое. Очень трудно писать о человеке, в жизни которого совершенно не было значимых вех: ни диплома, ни звания, ни выступлений на большой эстраде, ни поездок за границу, ни съемок на телевидении. Вспоминаются какие-то забавные бытовые эпизоды, нищета и неприкаянность артиста, его нездешность, склонность к спиртному, болезни. И, кроме восторгов, писать, в общем-то, не о чем. Или есть о чем? Посмотрим, когда наберется материал.

P.S. Была, конечно, видеосъемка, запись и все, что полагается. Все увековечились. Но эта запись, скорее всего, для самих себя, маленькой группки поклонников великого таланта. И почему-то вот что подумалось. У Агафонова с Мироновым разница в два дня. И талант одинаковый. А биографии совсем разные. И прижизненная известность весьма влияет на посмертную жизнь. А может быть, и город влияет. Петербург использует человека для поддержания своего мифа, а Москва склоняется перед ним и благодарит его. И вот Миронова растиражировали, каждая собака его знает, поскольку москвич, сын известных родителей, при дипломе, при удачной карьере. А питерский наш Агафонов растворен в мостах и каналах, в воде и воздухе своего города. Остался только его голос. Слушают его не все, а славы - той самой, мироновской - как не было, так и нет.

Календарь

Previous post Next post
Up