Oct 22, 2010 01:34
Очередная порция откровений от ИБ.
"Бах это не католическая музыка, а ветхозаветная. А вот Моцарт это уже настоящее христианство".
Да уж, Бах действительно католиком не был. Бедный-бедный Иосиф, видимо, ничего не знал и не спросил о конфессиональной принадлежности Ивана-Севастьяна. Почему Бах ветхозаветный? Ответ простой. Потому что Моцарт христианский. На самом деле, если бы Иосиф читал книги не по диагонали и не как повод к собственному творчеству, то он бы узнал, что Моцарт это масонский композитор, живший накануне Французской революции. И христианства в нем ну совсем мало. А вот Бах - он-таки да, христианин настоящий, литургическую музыку писал.
Но на чем основана эта безумно невежественная оппозиция? На противопоставлении коллективистского начала, которое воплощает Бах (а он композитор протестантской общины), и индивидуализма романтического гения, который воплощает Моцарт. Опять, в общем, собаки и кошки. И Бродский потому назначает Моцарта христианином, что в этот момент думает о себе как воплощении кошачьего начала. А для него любой истинный христианин несет в себе кошачье privacy. ИБ просто убежден в том, что в христианстве нет ничего коллективистского. Как в нем самом, который чувствует себя "более-менее лесным братом".
"В Бетховене есть удивительное ускорение. Нигде в мире такого ускорения не было, оно появляется только в его творчестве".
Фраза столь же глубокомысленная, сколь и бессмысленная. Моцарт во многих вещах быстрее Бетховена. А уж за Бахом и вовсе не поспеешь. Что же ИБ имеет в виду? Собственную поэтическую формулу, действительно удачную и глубокую: "Скорость внутреннего прогресса больше, чем скорость мира..." В этой фразе он уже пишет комментарий на себя.
Почему мы разбираем высказывания поэта и не все ли нам равно, что он говорит, кроме стихов? Мы потому так внимательны, что судим автора по закону, каковой сам он над собой поставил. Хочет Бродский быть мыслителем - пожалуйста, мы его послушаем. Интересны извивы его ассоциаций. И в стихах ему действительно удается серьезно мыслить. Но когда он говорит прозой - вылезает не только необразованность, но и недалекость. Узость мышления. Это ведь он сказал в первой серии, что будущее человечество будет состоять из локальных цивилизаций, люди будут редко выезжать из мест постоянного проживания. Это позиция "лесного брата" в мышлении, которая вела его в некое новое средневековье. И вполне возможно, что нараставший консерватизм ускорил его конец.
Впечатления