Доклад В.А. Акамсина на общественном совете при Управлении ФНС по Воронежской области

Feb 18, 2015 12:45

Доклад на общественный совет 10 февраля 2015 года начальника контрольного отдела УФНС по Воронежской области Акамсина Виктора Адольфовича.

Необходимость и возможность предоставления государственных преференций компаниям воронежского региона, зарегистрированных в офшорах. Своевременность принятия «антиофшорного» закона.




В современных условиях офшорные зоны - это  государства или автономные территории, которые предусматривают особый порядок регистрации и деятельности юридических лиц, предоставляют льготный налоговый режим налогообложения и не предусматривают раскрытия и предоставления информации о владельцах и финансовых операциях.
Учет офшорных зон осуществляют Международный валютный фонд и центральные банки отдельных государств. В России Перечень офшоров определен Минфином и Центробанком.
В настоящее время в мире имеется около 70 офшорных финансовых центров. Они обычно условно разделяют на две большие группы.



Первая группа - классические офшорные страны.
Вторая группа -  офшорные зоны c низкой налоговой нагрузкой.
Как видно из слайда, основные риски, связанные с ведением бизнеса через офшоры, для государства связаны:
- с анонимностью владения и управления оффшорной компанией;
- возможным направлением неучтенных средств на финансирование терроризма, коррупцию;
- уклонением от уплаты налогов.
Контроль деятельности офшорных зон в мире ведется Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Россия является членом  FATF с 2002 года. Членом ОЭСР Россия не является, вопрос принятия в члены этой организации приостановлен на неопределенный срок. 
Предпринимаемые до недавнего времени на государственном уровне действия не привели к необходимому результату - уменьшению количества офшоров, используемых российским бизнесом, уменьшению в количественном  и стоимостном выражении товарных и денежных потоков, проходящих из России и в Россию через офшоры.
Так, по некоторым экспертным заключениям (Российская газета от 12.11.2014) под иностранной юрисдикцией находится 95% крупной российской собственности, а только в 2013 году через офшоры прошли российские товары на 111 млрд. долл., что составляет пятую часть всего экспорта страны. При этом половина всех российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшорные юрисдикции
Владимиром Путиным в рамках Послания Федеральному Собранию несколько раз (в 2012, 2013, 2014 году) поднимался вопрос необходимости деофшоризации экономики России.
Во исполнение посланий президента в прошлом году приняты на наш взгляд две важнейшие меры.
Первое: В 2014 году Россия ратифицировала Конвенцию ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам. Страны, присоединившиеся к конвенции оказывают друг другу административную помощь в обмене налоговой информации, проведении одновременных налоговых проверок, взыскании налоговой задолженности за рубежом. Сегодня Конвенция подписана 81 страной.
Второе: С 1 января 2015 года вступил в силу антиофшорный закон №376-ФЗ от 24.11.2014 г.
Закон вводит в Налоговый кодекс три новых понятия: фактический получатель дохода, налоговый резидент и контролируемая иностранная компания (КИК).
1. Первое понятие разрешает применять соглашения об избежании двойного налогообложения, только если на льготу претендует реальный бенефициар.
2. Второе позволяет признать любую иностранную компанию российским налоговым резидентом, если она фактически управляется из России. НК РФ определены условия признания иностранной компании налоговым резидентом. А налоговые резиденты обязаны встать на российский учет и платить российский налог на прибыль.
3. Предусматривается особый порядок налогообложения прибыли организаций и доходов физических лиц, которые являются контролирующими лицами иностранных компаний.
В отношении контролируемых организаций, прибыль будет облагаться у соответствующего контролирующего лица (организации или физического лица) в соответствии с общим порядком (у организации, как налог на прибыль, у физического лица, как налог на доходы физического лица, 20 и 13% соответственно).
Принятие изменений в Налоговый Кодекс, а также ратификация конвенции, по нашему мнению, будет способствовать отказу российских налогоплательщиков от целенаправленного создания компаний, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Как же обстоят дела  в нашем регионе с офшорной подконтрольностью?
Если по состоянию на 01.01.2014  на налоговом учете в Воронежской области состояло 122 организации, учредителями либо владельцами которых являются офшорные компании (включая косвенное участие), то на 01.01.2015  числится  112  таких организаций. При этом из первоначального списка  исключена 31 организация  (в связи  со снятием с учета, либо по причине  вывода  офшорных компаний из состава учредителей)  и  добавилась 21 организация



.Таким образом, по сравнению с предшествующим годом количество в регионе  организаций с офшорной  юрисдикцией  сократилось  почти на 10%.
Основная часть учредителей (владельцев)  указанных  организаций  зарегистрирована в 3 офшорных зонах:  на Кипре  - 65%,    Британских Виргинских островах - 13%, в Нидерландах - 11%.  Всего   в Воронежской области «засветилось» 8 офшорных зон:  кроме уже  озвученных - Белиз, Бермуды, княжество Лихтенштейн, республика Сейшельские острова и специальный административный район Макао  Китайской Народной Республики.
Как видно из СЛАЙДА ,



наибольшее количество организаций с офшорной  подконтрольностью зарегистрировано в сфере оптовой и  розничной торговли 27%,  18% - в производственной сфере, 17% - в сельскохозяйственной отрасли, 15%  осуществляют операции с недвижимым имуществом, занимаются арендой и предоставлением услуг.
По данным из открытых источников офшорные компании числятся в составе собственников у следующих крупных налогоплательщиков: «РВК-Воронеж», «Павловск-Неруд», «Воронежский станкостроительный завод», «Воронежская энергосбытовая компания», «Росагротрейд», «Келлог Рус», «Бонэл Ресорсиз», «Сибурэнергоменеджмент», «Ильюшин Финанс Ко»,  «Воронежская кондитерская фабрика», «ВАСО», «Воронежсинтезкаучук,  «Газпром межрегионгаз Воронеж». Следует отметить «популярность» офшорных учредителей у организаций сахарной отрасли. Восемь из девяти сахарных заводов Воронежской области имеют офшорные корни. Все они принадлежат одной кипрской компании.
При этом,  следует отметить низкую налоговую нагрузку у организаций сахарной отрасли  (данный показатель ниже российских среднеотраслевых показателей для предприятий пищевой промышленности в 2013 году 2-5 раз).
В консолидированный бюджет Воронежской области за год от одного сахарного завода в среднем поступает  около 30 млн. рублей, тогда как в Липецкой области - 45 млн.руб., в Тамбовской - 55 млн.рублей.
По отчетным данным  общий доход  организаций с офшорной подконтрольностью составил за 2012 -13 годы порядка 300 млрд. рублей. По состоянию на 01.01.2015   более 30 организаций с офшорной подконтрольностью деятельность не осуществляли. Из 81 отчитывающихся организаций 23 (28%) показали  убытки в 2012-2013 годах. В настоящее время в отношении 5 организаций введены процедуры банкротства.
Задолженность по уплате  в бюджет на 01.01.2015  -  более 150 млн. руб.
Из  18 крупных организаций  (с доходом за 2013 свыше 2 млрд. руб.)  12 компаний имеют налоговую нагрузку ниже среднеотраслевого уровня, сложившегося  по  виду  экономической деятельности. Четыре компании имеют убытки по итогам 12-13 годов в общей сумме 4,3 млрд. рублей.
  Налоговые органы области осуществляют контроль за деятельностью  организаций с офшорной  подконтрольностью. Так, в 2013-2014 годах проведен выездной контроль в отношении 39 из них. По результатам выездного налогового контроля  дополнительно начислено в бюджет платежей в общей сумме более 255 млн. руб.,  уменьшен убыток в целях налогообложения  в размере 777 млн. руб., отказано в возмещении НДС из бюджета  более 51 млн. рублей. Доначисления на 1 проверку превышают средние показатели по области в 2 раза.
При этом указанной категорией налогоплательщиков часто используются схемы ухода от налогообложения.
В частности,   в  14 году была проведена выездная проверка крупнейшего налогоплательщика, занимающегося производством пищевых продуктов, учредителем которого является компания, зарегистрированная на Кипре. Налоговым органом было установлено, что организация  фактически имела в проверяемый период непогашенную задолженность по долговым обязательствам перед иностранной организацией, зарегистрированной на Бермудах, косвенно  владеющей 100 процентами уставного капитала нашей российской организацией. В силу пункта 2 статьи 269 НК РФ указанная задолженность признается контролируемой.  
  Займы  российскому налогоплательщику иностранная компания предоставляла через свои подконтрольные  компании (дочерние организации), так что по документам займы давали сестринские компании. Таким образом российская компания пыталась избежать контроля задолженности со стороны налоговых органов. По результатам проверки доначислено платежей в общей сумме 95 млн. руб., а также уменьшены убытки в целях налогообложения в размере 535 млн. рублей.



Аналогичные схемы были выявлены в ходе проверок трех сахарных заводов. В итоге налоговыми органами уменьшены убытки на сумму более  30 млн.руб., доначислены налоговые платежи в сумме более 10 млн.рублей. Кроме того, одним налогоплательщиком уточнены налоговые обязательства в сторону увеличения в следующем налоговом периоде на сумму более 7 млн.рублей.   
В настоящее время 15 организаций с офшорной подконтрольностью  участвуют в реализации инвестиционных проектов. Доходы этих организаций  за 2012  и 2013 годы составили по 16 млрд. рублей. За 12-13 годы объем поддержки составил 3 млрд. руб. На долю указанных компаний приходится около 60% от общей суммы государственной поддержки, оказанной предприятиям области за этот же период времени в рамках реализации инвестиционных проектов и программ по развитию сельского хозяйства. Поступило от указанных организаций налогов в бюджеты за этот период 62 млн.руб. Таким образом, эффективность господдержки указанных организаций с точки зрения налоговых поступлений пока незначительная.
  В 2011-2013 годах с компаниями с офшорной подконтрольностью было заключено государственных и муниципальных контрактов на сумму свыше 5 млрд. руб., основная  сумма контрактов приходится на 2 организации, выполняющими социально-значимые функции, - «Воронежская энергосбытовая компания» (4,8 млрд. руб.) и «РВК-Воронеж» (307 млн. рублей). При этом «Воронежская энергосбытовая компания» имеет налоговую нагрузку в 2011-2013 годах значительно меньше среднеотраслевого значения. Непубличная структура владения  «Воронежская энергосбытовая компания» и  «РВК-Воронеж» может привести к трудностям с защитой интересов неограниченного круга третьих лиц в случае их ущемления или нарушения в результате участия  офшорных компаний в деятельности указанных организаций.  
  Таким образом, мы видим, что и в Воронежской области существуют те же риски ведения деятельности с использованием оффшорных зон, что и в стране в целом.
Учитывая вышесказанное, представляется целесообразным:
1. исключить оказание государственной поддержки организациям с участием офшорного капитала, в том числе в виде предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов за пользование кредитами банков, а также затрат, предусмотренных бизнес-планами, в виде льгот по налогу на имущество  и налогу на прибыль, предоставления государственных (областных) гарантий; вместо этого оказывать поддержку российским компаниям с открытой структурой собственности;
2. ограничить доступ организаций  с участием офшорного капитала к заключению государственных и муниципальных заказов;       
3. запретить заключение договоров об осуществлении инвестиционной деятельности  с организациями, учредителями либо владельцами которых являются офшорные компании, включая косвенное участие;
4. Провести инвентаризацию инвестиционных соглашений на предмет выявления организаций с оффшорной подконтрольностью
5. установить дополнительный контроль за исполнением условий действующих договоров об осуществлении инвестиционной деятельности, заключенных с  организациями с офшорной  подконтрольностью, за адекватностью  размера уплачиваемых ими налогов;

Начальник контрольного отдела                                 В.А. Акамсин

Комментарий Вышегородцева И.А: Доклад мне понравился. Его обсуждение на общественном совете было активным. Итогового документа по результатам заседания пока нет, но моё мнение было таким: любая оффшорная компания или компания имеющая в учредителях оффшор (или оффшоры) имеющая желание вложить свои деньги в Воронеж и Воронежскую облать - пусть вкладывает и нет смысла от них требовать менять свою юрисдикцию. Предоставлять льготы и преференции компаниям с оффшорными корнями, при такой низкой отдаче для области - нет смысла.

инвесторы, Общественный совет при УФНС по ВО, интересное, оффшоры, налоги

Previous post Next post
Up