СЧЕТА НА КИПРЕ: ЭТО ДЕНЬГИ НЕ МОИ. ЭТО ДЕНЬГИ МОЕЙ ЖЕНЫ
Проблема кипрских счетов для неправедно нажитых денег долгое время беспокоила министров финансов и налоговиков Евросоюза. Может быть, и не желая того, но и не сопротивляясь этому Кипр стал тихой гаванью для махинаторов из России. Остров буквально купался в выведенных из России деньгах.
Власти Кипра, вероятно, просто потеряли голову от свалившегося на них "счастья" в виде чужих денег. С формальной стороны в поступлении средств на счета в кипрских банках, которые там открыли граждане России, не было нарушения ни кипрских, ни европейских законов. Хотя многие на острове, вероятно, догадывались, что эти деньги не имеют прозрачного происхождения. Во всяком случае, тот факт, что простые чиновники привозят с собой, оставляют в банках или раз за разом тратят огромные суммы валюты должен был навести на определенные мысли.
Но если контролирующие органы Евросоюза не возражали против того, чтобы граждане России привозили деньги на Кипр, то с какой стати самим киприотам было возражать против того, чтобы россияне эти деньги у них тратили? В результате миллионы туристов и десятки тысяч миллионеров из России, приезжающие на остров, активно сорили валютой на кипрских курортах, получали все мыслимые и немыслимые услуги, скупали всё подряд - от тряпок до недвижимости. В общем, прожигали свою весьма обеспеченную жизнь.
Кассы предприятий торговли и сферы услуг все эти годы ломились от денег. Кипрские банки также не испытывали недостатка в средствах и были не только слишком лояльны к своим согражданам и местным фирмам, но и стали попросту плыть по течению. В конце концов это сказалось на результатах их деятельности, что было отражено в их отчетности. В результате нескольким крупным кипрским банкам потребовалось оказать существенную помощь, что и было сделано, в том числе за счет России. Это не считая многомиллиардных вливаний средств, которые с помощью различных (нередко "серых") схем были выведены из нашей страны.
Однако "золотой дождь" продолжал пьянить киприотов. Потеря бдительности (в лучшем случае) и почивание на лаврах привело к тому, что положение с финансами в стране стало напоминать квашню с тестом, в которое положили слишком много дрожжей. Ситуация постепенно стала выходить из-под контроля и, словно талые воды, подтачивать стабильность банковской системы не только Кипра, но и самого Евросоюза. Так что больше нельзя было оставлять ситуацию без вмешательства. Поэтому руководство Евросоюза потребовало от властей острова незамедлительно принять строгие меры.
Вероятно, надеясь на очередную финансовую помощь из России и не желая нарушать спокойствие в стране парламент Кипра отказался оздоровить финансовую ситуацию путем введения разового налога в размере 9,9 процента на банковские депозиты свыше 100 000 евро. Скорее всего, если бы власти острова без проволочек пошли на такую меру, Евросоюз и ЕЦБ сразу же оказали помощь банковской системе страны в размере от 10 до 17 млрд. евро.
Но руководство Кипра прекрасно понимало, что речь идет, по сути, о налоге на средства, выведенные из России. Несмотря на то, что ситуация в банковской системе страны стала угрожающей, власти острова не хотели бить по руке дающего и до последнего надеялись, что получат помощь из России. Но они просчитались, поскольку речь пошла уже не о спасении чужих банков, а о спасении собственных денег, покушение на которые махинаторы не могли допустить и не могли простить. В общем, пока на острове шли дебаты и обсуждение в коридорах власти время было упущено. В результате министры финансов стран еврозоны отказали Кипру в помощи. Остров был поставлен перед выбором: принять любые жесткие меры или фактически объявить дефолт и даже выйти из еврозоны. Остается только рассуждать кому именно было выгодно банкротство этой небольшой страны-члена ЕС либо покушение на тайные авуары российского истеблишмента.
Однако возникла опасность, что после отказа властей санировать экономическую ситуацию в стране клиенты кипрских банков начнут спешно выводить свои средства в офшоры и другие страны, которые были готовы предоставить благоприятные условия. Поэтому уже с 16 по начало 28 марта банки Кипра были закрыты, а сумма наличных денег, которые вкладчики банков и гости страны могли снять со своих счетов через банкоматы, была снижена до 100 евро.
За это время власти страны сумели "устаканить" ситуацию. Была проведена большая разъяснительная работа с населением, которое поняло, что светлая полоса их финансов закончилась и что ради собственного благополучия придется пойти на существенные ограничения и даже чем-то пожертвовать.
Следует отметить, что это была безальтернативная ситуация. Еще немного и можно было не только сокращать тысячи банковских служащих, а попросту закрывать все банки страны по очереди, а вслед за ними промышленные предприятия и торговые сети. В стране наступил бы экономический коллапс. К счастью, протестные настроения населения были сведены к минимуму.
Учитывая сложность ситуации и то, что банковская система страны была фактически обескровлена (можете на этот счет пофантазировать), власти ЕС дали распоряжение доставить на Кипр из хранилищ ЕЦБ 5 млрд. евро. И уже во второй половине дня 28 марта банки Кипра начали свою работу в обычном режиме. Люди смогли получить в отделениях местных банков столь необходимые им наличные деньги.
Но опасаясь панических настроений населения и пенсионных фондов власти Кипра временно ввели жесткие ограничения на деятельность банков. Так, в отделениях банков на руки можно было получить не более 300 евро, досрочное расторжение договоров по депозитам было запрещено, а транзакции по банковским картам были ограничены 5 000 евро в месяц. Также вывоз наличной валюты с острова был ограничен суммой в 1 000 евро на одну поездку. Для нормализации жизни на острове, продолжения расчетов между фирмами и осуществления розничной торговли этого на первых порах хоть и впритык хватило. Но уже вскоре постепенно стал вводиться более щадящий режим.
Примечательно, что движение средств по счетам было заблокировано с самого начала кризисной ситуации. Однако, можно предположить, что власти Кипра и кипрские банки, возможно, связанные некими секретными договоренностями, возможно, пошли навстречу наиболее серьезным клиентам из России и, возможно, разрешили им заранее тайно вывести свои наличные и безналичные средства из страны.
Тем самым они отвели от себя лично и своей страны опасность жестких ответных мер и введения каких-либо санкций со стороны российских коррупционеров и манипуляторов финансовыми потоками. В то же время, вероятно, последствия некоего тайного сговора а также отказ российских чиновников "войти в положение" вынудили власти Кипра неожиданно для всех пойти на самые жесткие ответные меры конфискационного характера. Впрочем, это как раз и можно понять, поскольку своих денег на острове, вероятно, уже не осталось.
Думается, что неприятности кипрского убежища для денег, выведенных из России, теперь станут ярким примером для всех остальных прибежищ беглых капиталов. Теперь все будут точно знать насколько опасно связываться с ворованными деньгами из России. Впрочем, натура человека слаба и каждый думает, что невзгоды обязательно обойдут его стороной. Так что не удивлюсь, если через некоторое время кризисная ситуация повторится (или будет кем-то инициирована) в другом месте. Ну, а в том, что руководство Евросоюза и ЕЦБ будут продолжать наступление на офшоры и теневые капиталы, нам сомневаться не приходится.
Кстати, тот факт, что многие владельцы депозитов в кипрских банках молчат о своем горе и, скорее всего, не станут предъявлять каких-либо претензий властям острова и кипрским банкам, легко понять - эти средства они, вероятно, просто украли. Так что теперь можно предположить, что жесткая конкурентная борьба кланов за бюджетные средства, за доступ к "распилу" и получению "откатов" в России только усилится. Значит, скоро мы станем свидетелями новых громких "разоблачений" и "успешной" борьбы с коррупционерами из конкурирующих группировок.
Сергей Палий.