Коучинг как инструмент коммуникации. Новое или хорошо забытое старое?

Aug 13, 2015 18:05




Вчера посетил семинар по коучингу. На нем бизнес-тренер рассказал нам удивительную историю про некоего Тимоти Голви, который считается основоположником этого направления в консалтинге.

Зерна, посеянные Голви, легли на благодатную почву, и меньше чем за 25 лет коучинг оформился в самостоятельную дисциплину с множеством последователей (в числе которых наиболее известным является Джон Уитмор), формированием значительного бибилиотечного фонда и профессиональных объединений (International Coach Federation - ICF, в том числе и на территории России).

Так что же такое "коучинг" и с чем его едят?

[Читать далее..]Вкратце, коучинг есть система поиска возможных решений, в результате которой ученик сам находит оптимальный вариант. Основными инструментами коуча являются: задавание вопросов, уточнение, перефразирование. Формат коучинга - диалог: коуч задает вопросы, ученик отвечает на них, и в результате находится оптимальное решение. Главное правило - коуч не дает готовых рецептов и ответов на вопросы ученика.

Ничего не напоминает? Как минимум, каждый второй из читателей может воскликнуть: "Ха! Да я же коуч!", поскольку элементы коучинга пусть и на интуитивном уровне используют многие из вас. Просто идея облечь ее в систему в современном мире пришла в голову именно Голви.

Но мне, в первую очередь, вспомнились академические лекции по философии и Сократ с его маёвтикой. Чем вам не коучинг? Почему-то в материалах семинара о Сократе не было ни слова...

Я аплодирую стоя умению американцев сохранять, реанимировать и монетизировать хорошие идеи, пусть и не всегда свои.Это именно то, чему бы нам стоило у них поучиться. И тогда бы уж точно нам не пришлось за огромные деньги покупать у японцев их "Дао-тойота", основанную на научных изысканиях прекрасного русского ученого Алексея Капитоновича Гастева. Теперь эту систему преподают в бизнес-школах, как эталон, и лишь немногие лекторы в силу различных причин помнят, а еще реже упоминают имя этого великого ученого (мои помнят и говорят, за что им огромное спасибо :-). Надо сказать, что с преподавателями мне везет по жизни и очень надеюсь найти время и написать о самых важных для меня).

Но это все лирика...грустная улыбка Пьеро. Давайте вернемся к нашему коучингу.

Для себя я отметил 2 лавные черты, присущие коучингу.

  1. Использование внутренних ресурсов для решения задачи. К ответу приходит сам ученик. Напомним, что главным правилом коуча является - не давать готовых рецептов и решать задачу за ученика, даже если коуч знает ответ на вопрос. В крайнем случае, коуч должен подвести ученика к правильному ответу, но при этом, у последнего необходимо сохранить чувство самостоятельности принятого решения. В этом есть искусство коуча.
  2. Возможность увидеть ситуацию "со стороны", тем самым нивелировать "зашоренность взгляда узкого специалиста" без умаления его достоинства. Именно этот принцип заложен в работу института независимых директоров и весьма неплохо себя зарекомендовал.

Через эти особенности в очередной раз тонкой красной линией проходит тема возможности успеха руководителя, не являющегося экспертом в предметной области. И мой опыт изучения профессиональной литературы и практики российского менеджмента  все более явно свидетельствует о наличии такой тенденции. Полным ходом идет процесс смены управленческой парадигмы, которая во главу угла ставит организаторские способности, умение договариваться и "договаривать" участников бизнес-процессов между собой.

Вот такой коучинг. Всем хорошего дня!

саморазвитие, коучинг, Голви, менеджмент

Previous post Next post
Up