Чот вспомнилось. Вроде не писал еще об этом, если писал - тыкните носом, подчищу следы, что бы не тыкали.
Был у меня дедушка Валера. Хотя почему был? И сейчас есть. Просто раньше он был вот он - потрогать можно было, поговорить с ним, а сейчас только в памяти остался. Дедушка был с богатой историей. Будь я в свое время полюбознательней к истории своего гинекологического древа, я бы эти истории таскал сюда, как факир кроликов из шляпы - в бешеном количестве и промышленных масштабах.
Дед Валера в масштабах Бугуруслана был довольно известной личностью, отличался твердым характером, принципиальностью во взглядах и рабочей смекалкой с руками, растущими из плеч и заточенных как надо. Во времена СССР руководство города уважало и побаивалось деда Валеру за вышеуказанные качества - по слухам, ему ничего не стоило дойти с каким-нибудь вопросом до района/области, если этот вопрос начинал буксовать на уровне города. С его подачи городишко обзавелся несколькими приличными детскими площадками, а площадку во дворе своего дома он построил чуть ли не самолично. Кроме площадок, в активе у него продавливание начала строительства многоквартирных жилых домов и еще всякого-разного, нацеленного на улучшение жизни горожан. К сожалению, даже твердый характер не помог деду Валере получить нормальную квартиру и до конца жизни он жил в халупе с туалетом на улице и водой из колонки. Да и детские площадки не долго радовали детвору - люмпеновский оскал жителей города не позволил расцветать улучшениям в их жизни.
Щас попробую разобраться в иерархии - дед Валера двоюродный (вроде) брат бабы Фени
http://bankaroma2.livejournal.com/609429.html, которая была сестрой матери моей бабушки Раи, которая была матерью моей матери. Т.е. по идее, баб Феня мне прабабушка, а дед Валера ее брат. Вот так. Кароч, сама история, поехали.
Жил-был незадолго до революции 1917 года один купец в Бугуруслане. Торговал неплохо, жил тоже норм, да один момент его беспокоил - доча его единственная с каждым годом становилась все более лежалым товаром. Подробностей не знаю, что было причиной этому, но вот так вот. И был у купца приказчик-помощник молодой. Ну и как понимаете, сладилось все у них. Приказчик, как потом оказалось, был тот еще жук навозный, но сначала все было хорошо. Народили они уже троих или даже пятерых (кто ж их считал тогда), тут-то и шибануло вашего отца, Людка по ним революцией. Докатилась до городишки эта вакханалия не сей момент и у жителей было пару-тройку лет, что бы подготовиться. Приказчик подготовился - собрал все самое ценное в доме, особенно то, что мог унести на себе, что бы быть налегке и сказав жене - Посмотрю, куда мы можем переехать из этого ада - растаял в пыльной дымке дорог Оренбуржья. Более о нем неизвестно ничего. Дочь купца, кое-как подготовленная к жизни последними событиями, как-то выживала с выводком детей, распродавая остатки имущества. Сам купец к тому времени благополучно отошел в мир иной, оставив дочь в юдоли земной на растерзание озверевшей от перемен эпохе.
Через некоторое время у брошенного семейства появился ангел-хранитель - какой-то, условно говоря, краснопузый комиссар. Но так как та местность в то время была разменной фишкой в военных игрищах, то было похоже, что идею фильма "Свадьба в Малиновке" взяли оттуда - сегодня белые, завтра красные, послезавтра зеленые, а потом вообще Махно или Чапай! При таком нетолерантном отношении к персонажам, история быстро выпиливала со своих страниц неудачно подвернувшихся людей, как и произошло и с ангелом-хранителем и с самой дочкой купца, а дети - дед Валера самый старший, ему лет десять было - оказались одни в полупустом доме, без крошки хлеба и дальнейших перспектив. Дальше следует некий флешбэк, в котором дед Валера похоронил умерших одного за другим своих братьев и сестер, с раздутыми от голода животами. Потом он оказался на улице и бегал наперегонки с костлявой и с такими же беспризорниками, выпрашивая и воруя куски еды. Наконец случай свел его с торговкой пирожками на рынке. Сердобольная женщина, вытирая платком слезу, пригласила деда Валеру и его друга к ней домой, что бы накормить и напоить голодных детей. По приходу к ней в гости они от пуза наелись пирожков с горячим чаем и, осоловев от непривычного обильного ужина, уснули прямо за столом. Проснулся дед Валера в какой-то каморке, привязанный за ногу к кровати. В темноте двигались какие-то люди, судя по голосам, куда-то забиравшие его друга. Еще дед Валера услышал что-то типа - "сначала этого, он покрупнее, потом второго, пусть пока отъестся немножко" и как все еще спящего пацана куда-то утащили. Дед Валера вспомнил про случаи пропажи детей в городе, про слухи о том, что этих детей съедали - термин "голодающее Поволжье" появился не просто так - и застыл от ужаса.
Как он смог отвязаться, выбраться из каморки, пробраться по двору и сбежать от сторожевых собак - история умалчивает. Перебравшись через высокий забор, дед Валера помчался первым делом в милицию (или что там было на тот момент). Как ни странно, пацану сразу поверили и "группа захвата" побежала на темный адресочек. Как произошел захват, тоже темное пятно истории, но по скупым рассказам деда, там был целый разделочный цех, как на скотобойне. Мясо в дальнейшем продавалось на рынке, в виде уже готовой продукции - пирожки или еще что-то. Отходы закапывали там же, во дворе. До суда организаторы бизнеса не дожили.
Дед Валера был маленьким, согнутым годами дедушкой, едва передвигавшимся шаркающей походкой, с чуть слышным голосом и постоянно перепачканными чихательным табаком носом и пальцами. Но - родившись в эпоху перемен, сумел выжить и пройти через голод, смерть и страх революции, Великой отечественной, разрухи послевоенных лет, хрущевской оттепели и брежневской заморозки. Но - не смог пережить перемен перестройки, затеянной меченой сукой и умерев в халупе, из окон которой были видны лишь ботинки прохожих. Это всего лишь одна из миллионов историй этой страны, листайте дальше.