Книг у нас много очень хороших, но про дзэн, про его внутреннюю суть, а более того про взаимосвязь дзэн и, например, каллиграфии, или икэбаны очень мало отдельных самостоятельных монографий. Есть, конечно, исследования, но они в основном помещаются в качестве предисловий или комментариев в других книгах. В основном в классической художественной литературе. Там действительно попадаются очень интересные вещи, но они носят достаточно прикладной характер и появляются только в той степени, чтобы объяснить слова героя или какой-либо факт. Я так, откровенно говоря, из Манъёсю и Записок у изголовья узнал истории Хэйан больше, чем из институтских лекций. Хотя нас по истории и культуре Японии жестоко гоняли. Опять же... может исследования и есть, но кто будет их читать кроме узкого круга интересующихся, поэтому их не выгодно издавать и тем более продавать. Раньше ещё в академкниге что-то можно было найти, а сейчас, говорят, и она закрылась. Резюме: в России очень мало серьёзных (именно серьёзных, выполненный на высочайшем уровне) исследований Дзэн. А без понимания дзэн, значительная часть японской культуры не может быть понята на 100%. Это как читать Достоевского, не прочитав Библию. Вроде и так всё понятно, но второй слой проглядывает только местами, а третий не видно вообще. А если прочитать Библию и что-нибудь из Святых Отцов - становится в 2 раза интереснее и открывается что-то более глубокое. Это я просто буквально на днях нашёл собрание дзэнских притч, прочитал, и меня торкнуло :) Кое-что действительно открылось совсем с другой стороны.
Сначала не совсем по теме. Академкнига закрылась, но вроде бы на ее площадке размещается БукЛук, который теперь обязан заняться распространением и закупкой не только научной литературы русских издательств, но и зарубежных.
По теме в философском смысле - монографии и дзен - это слишком неправильно для сущности дзен :)))
А по сути не могу, конечно, не согласиться, но гуманитарные вопросы в России загнаны в угол даже по родным тематикам (особенно по родным), что уж говорить про иноземные? У нас вообще это методически давно криво и косо идет по всем направлениям (имхо, конечно, я физик все же и смотрю со стороны).
1. Ну к чести Буклука и Плиния, там попадаются очень интересные вещи. 2. О, да! Но темы дзэн в каллиграфии, дзэн в чайной церемонии почитать было бы очень интересно в сводном виде, а не выкапывая информацию по кусочкам. 3. Есть науки естественные, а есть неестественные :) При том, что сам гуманитарий, к понятию "гуманитарная наука" отношусь осторожно. Мало кто реально занимается наукой в гуманитарной сфере. В основном большинство пытается получить степень, пользуясь тем, что наболтать можно всё что угодно, а доказать, что это не так очень трудно.
Раньше ещё в академкниге что-то можно было найти, а сейчас, говорят, и она закрылась.
Резюме: в России очень мало серьёзных (именно серьёзных, выполненный на высочайшем уровне) исследований Дзэн. А без понимания дзэн, значительная часть японской культуры не может быть понята на 100%. Это как читать Достоевского, не прочитав Библию. Вроде и так всё понятно, но второй слой проглядывает только местами, а третий не видно вообще. А если прочитать Библию и что-нибудь из Святых Отцов - становится в 2 раза интереснее и открывается что-то более глубокое.
Это я просто буквально на днях нашёл собрание дзэнских притч, прочитал, и меня торкнуло :) Кое-что действительно открылось совсем с другой стороны.
Reply
По теме в философском смысле - монографии и дзен - это слишком неправильно для сущности дзен :)))
А по сути не могу, конечно, не согласиться, но гуманитарные вопросы в России загнаны в угол даже по родным тематикам (особенно по родным), что уж говорить про иноземные? У нас вообще это методически давно криво и косо идет по всем направлениям (имхо, конечно, я физик все же и смотрю со стороны).
Reply
2. О, да! Но темы дзэн в каллиграфии, дзэн в чайной церемонии почитать было бы очень интересно в сводном виде, а не выкапывая информацию по кусочкам.
3. Есть науки естественные, а есть неестественные :) При том, что сам гуманитарий, к понятию "гуманитарная наука" отношусь осторожно. Мало кто реально занимается наукой в гуманитарной сфере. В основном большинство пытается получить степень, пользуясь тем, что наболтать можно всё что угодно, а доказать, что это не так очень трудно.
Reply
Leave a comment