Раз уж всё равно есть время на работе.
На самом деле, это часто спрашивают на экскурсиях в СХ, да и вообще, так что, надеюсь, информация будет вам полезна, сэмпай :).
Можно раздавать её экскурсоводам справочным материалом, чтобы им потом не было безумно стыдно, когда они не могут ответить на вопрос (мне было, я знаю, как это)
Кисточка.
Казалось бы, что может быть проще обычной кисточки? Но только не в Японии. Не будем забывать, что кисточка для мастера есть тот же меч самурая, а значит и отношение к нему должно быть соответствующее, а значит, всё тут не так просто.
Из каких частей кисточка состоит.
В инете много картинок на эту тему, и на всех всё по-разному, так что я нашёл ту, которая мне больше всего понравилась и перевёл её с небольшими дополнениями и пояснениями.
Итак, начиная с конца. Или сверху вниз, если кисточка висит, как положено. Если кисточка стоит как положено, то снизу вверх. (как кисточки хранить - отдельный вопрос) По шерсти, короче.
1) какэхимо - верёвочка для подвешивания кисточки
2) сири - «жопка», так же бикоцу - «копчик» - Конец ручки, куда крепится какэхимо.
3) хиккан, она же дзику - ручка
Большая обойма, обжимающая ворс, (если такая есть) называется дарума или маэкоцу.
Дальше, собственно меховая часть.
4) хиппо: - «лезвие кисти» он же киссаки - вся меховая часть
в свою очередь делится на
5) коси - «поясница» Или точнее даже «таз» - очень важное понятие в боевых искусствах. Кто занимается кэндо-иайдо, тот знает - основание меховой части. Обычно достаточно жёсткое.
6) хара - «живот» - средняя часть меховой части
7) нодо - «горло» - часть перед самым кончиком
8) хокосаки - самый кончик кисти
9) инотигэ - самый кончик кончика. Даже не знаю, как обозвать его по-русски «жизненный мех»? «ворс жизни»? Короче вся жизнь и суть кисточки заключена именно в нём. И по идее писать надо именно «фудэсаки» - кончиком кисти, что, по-моему, включает в себя часть от горла до конца (во всяком случае, по-моему именно этой частью пользуется сэнсэй), но это проще сказать, чем сделать. Для этого нужна хорошая координация и владение собой: не только телом, но и духом.
Из чего делают кисточки.
В глобальном смысле кисточки бывают трёх типов: жесткие, мягкие и кисточки из смешанного меха. (бывают так же кисточки синтетические, из перьев, соломы, размочаленых веток деревьев, расщеплёного на тонкие полоски бамбука и всего остального на что хватит вашего извращёного творческого воображения, даже из волос младенцев как вы, наверно, помните)
Самый популярный мех, используемый в кисточках:
Жесткий мех:
Лошадь. Используется лошадинный мех со спины, брюха, гривы, ног и хвоста. В зависимости от части тела отличается качество меха и сфера применения. Так шерсть с хвоста обладает хорошей упругостью, поэтому используется для изготовления больших кисточек, а шерсть с живота более мягкая.
В целом, лошадинный мех жёсткий, подходит для написания устава, используется новичками и учениками, потому как хорошо держит форму.
Итачи. (куньи) Используется мех с хвоста. Он тоже достаточно упругий, но при этом гибкий, а так же хорошо формирует и держит форму кончика, что позволяет использовать такие кисточки для написания не только устава, но и каны. Достаточно дорогие кисточки.
Мягкий мех:
Овца. Очень мягкий мех. Очень мягкая «поясница». Хорошо впитывает и набирает тушь. Кисточки из овечьего меха крайне сложны в использовании для новичков. Используются для написания скорописи и полуустава, художественных произведений. Кисточки для профессионалов. Для получения меха для кисточек используется иная порода овец, нежели для изготовления шерсти для одежды. Так называемые «горные овцы» (а по сути - козы), которые водятся в Китае. Существует множество их видов, которые используются для изготовления кисточек разных классов: от высшего до обычного. Крайне прочные и долговечные.
Разный мех.
Барсук. Достаточно жёсткий, упругий мех. Хорошо подходит для случаев, когда нужен жёсткий кончик у кисточки. Различается белый и чёрный мех. Белый считается более ценным.
Кот. Кошачий мех мягкий и хорошо липнет к бумаге, поэтому такие кисточки часто используются например для написания каны или рисования. Часто называют «шариковым» мехом, потому что часть у кончика может разбухать и выглядеть как шарик.
Олень. Мех очень упругий, используется в основном для изготовления «поясницы». особенностью является так же то, что из-за наличия пустот в структуре шерстинок он превосходно впитывает и удерживает тушь.
Свинья. Щетина свиньи очень жёсткая, поэтому бывает, что она используется в «пояснице» Кроме того, у неё множество отростков поэтому она отлично подходит для изготовления плоских кистей и кистей для рисования.
Кроме того используется так же беличий, заячий и иной мех.
Прочие параметры.
Длина меховой части
Кисти разделяются на кисти с длинным средним и коротким ворсом в зависимости от отношения длины меховой части к внешнему радиусу ручки.
Длинный ворс - длина меховой части в два раза и более превышает внешний диаметр ручки.
Короткий ворс - длина ворса меньше внешнего диаметра ручки.
Средний ворс - то, что между длинным и коротким.
Кисти с длиным ворсом используются для написания полуустава, скорописи, каны и других «мягких» знаков. Кисти со средним ворсом для устава и полуустава. С коротким ворсом для устава, рэйсё и других «твёрдых» знаков.
Толщина кисти
Маркируется номером в зависимости от диаметра ручки. Незначительно отличается в зависимости от производителя. Ниже для примера представлены кисточки «курэтакэ». Курэтакэ делает восхитительные фудэпэны (ручки-кисточки), а вот что они делают обычные кисточки, я даже и не знал.
Номер 1 ~ 15мм. Подходит для написания больших иероглифов - 1 знак на лист ханси. (Один лист ханси практически равен листу B3)
Номер 2 ~ 14,5мм. - 2 знака на лист ханси
Номер 3 ~ 13мм. - 2-4 знака на лист ханси
Номер 4 ~ 11мм. - 4-6 знаков на лист ханси
Номер 5 ~ 10мм. - 6-8 знаков на лист ханси
Номер 6 ~ 8,5мм. - 8-12 знаков на лист ханси
Номер 7 ~ 7,6мм. - для каллиграфии маленьких знаков.
Номер 8 ~ 6,7мм. - для каллиграфии маленьких знаков, имён, подписывания адреса на конверте.
Номер 9 ~ 6мм. - Для конвертов, писем
Номер 10 ~ 5,5мм. - для писем.
Прочие характеристики.
При выборе кисточки главными являются «4 блага» кисточки:
сэн - острота кончика
сэй - «нерастрёпанность» красивая, ладная «собранность» кисти в пучок
эн - красивая округлая форма пучка
кэн - прочность, крепость «поясницы», упругость.
Что делать с кисточкой после использования.
Судя по всему, это весьма сложный вопрос, потому как на форумах он вызывает такую же бурю эмоций, как упоминание Крыма на форумах свободной Украины.
Впрочем, преобладает всё же мнение, что кисточки мыть надо. За мытьё выступают все учителя всех начальных школ и школ каллиграфии, против - «истинные художники», занимающиеся у «истинных сэнсэев».
Основные аргументы
Мойщики: если кисточку не мыть, тушь протухнет и завоняет. Высохшая тушь повреждает структуру ворса.
Немойщики: кисточки моют только лохи, если её не мыть - лучше сохраняется форма меховой части.
Бабушка С. за плохое мытьё жёстких кисточек гнобит нас нещадно, но вот к мягким кисточкам у неё подход другой (хотя у неё подход ко всему меняется примерно два раза в неделю) насчёт кисточки, которую я от неё получил «во временное пользование» мне были даны указания «если опять будешь пользоваться сразу - не мой, потому что часто мыть вредно - клей размокнет, ворс выпадет. Если не будешь пользоваться неделю - мой с шампунем, но не вешай. Поставь вертикально в баночку на телевизор, пусть вода с тушью стекает в поясницу, тогда она станет жёсткой и будет легче писать».
Не смотря на столь ценные указания, после того, как я увидел, что случается с синтетической жидкой тушью, после того как она высыхает (она практически превращается в резину) - кисточки я предпочитаю мыть, не смотря на то, что синтетика не протухнет.
В случае с натуральной тушью, возможно, можно и не мыть. Но натуральную мне лень натирать в таких количествах, так что пользуюсь я ей крайне редко.
Единственное, я иногда не мою маленькую кисточку (опять же по указанию бабушки С.) потому что, во-первых, она потом легко разминается пальцами, во-вторых, размять можно только половину, и тогда маленький устав писать гораздо легче.
Хотя периодически, я и её отмачиваю и промываю.
А вообще, процесс мытья кисточек ещё более расслабляет, чем сама каллиграфия.
Собственно вопрос о хранении в том же - вешать их за петельки, или ставить в баночки. Сэнсэй заставляет ставить вертикально, чтобы тушь стекала в «поясницу»
Ну, и как же кисточка делается.
1)Сперва ворс сортируется на «хороший и плохой», выбирается тот, из которого будет сделана кисточка.
2)Ворс, пересыпанный золой, заворачивается в обработанную оленью шкуру и разминается. Это нужно, чтобы улучшить впитывание туши.
3) Мех прочёсывается и удаляется пух и подшёрсток, затем мех собирается вместе.
4) Вычёсываются колты и катышки, мех окончательно подравнивается.
5) Отрезаются части, которые потом будут использованы для «поясницы», «живота», «горла» и кончика кисти.
6) Нарезанный ворс тонко раскладывается на столе и перемешивается в нужном порядке. Окончательно убираются последние колты. Добавляется клей.
7) Будущий стержень (центральная жёсткая часть кисти) вставляется в специальную трубку-основание, подготовленную по размерам будущей кисти. Лишнее удаляется. Немного подсушивается.
8) Стержень заворачивается во внешний, более мягкий слой ворса. окончательная сушка.
9) Заготовки, подвешенные на льняную нить быстро прижигаются снизу у основания.
10) Вставляются в ручку и фиксируются закрепителем (костным клеем)
11) С помощью скрученной нитки удаляются остатки клея. Кисть досушивается, одевается колпачок.
12) На ручке вырезается название кисти, изготовителя и др.
Вот кратенько, что стоит знать о кисточках, если вдруг внезапно понадобится.