Пишет Игорь Петров (
labas)
@
2007-
04-
29 12:52:00
эстония: несколько слов
1. Вот здесь в
письме корреспондента задается вопрос
Где ваши хваленные правозащитники - почему еще не в талине?
Ответ за эти несколько дней стал, кажется, совершенно ясен. Потому что лэйблы "правозащитники", "либералы", "демократы" и пр. являются для некоторых лишь табличками, висящими на клетке слона. Они не собираются защищать ничьи права, им плевать и на либерализм, и на демократию. Их единственный настоящий враг - нынешние российские власти, и все их действия автоматически подчинены одному простому правилу - "Все, что плохо для Москвы - хорошо для нас". В бытовом варианте "нассу теще в тапки". Они готовы объединиться с эстонцами, китайцами, папуасами, чертом лысым, лишь бы те сосредоточенно показывали дулю Кремлю.
Никакой реальной картины восприятия мира, никакой общечеловеческой системы координат у них не существует. М.Ю.Соколов наивно
полагал, что
это суждение "даже и самый изощренный диалектик затруднится причислить к "советскому быдлу"." Напрасно. У этих борцов нет никакой диалектики. Нет никакой логики. Нет никаких идеалов. Есть одна идея-фикс, и все, что выходит за ее пределы, все, что не вписывается в картину их мира называется если не "быдлом", то "советским телевизором". Любой не вписывающийся автоматически именуется "потреотом", "провокатором", "жертвой пропаганды", соль и перец по вкусу. "Несоветский", правильный телевизор представляет в их безумном мире
безумный депутат Криштафович.
Мне очень обидно, потому что у меня были иллюзии в отношении этих людей, а расставаться с иллюзиями всегда грустно. Я верил Руслану Линькову, когда тот собирал материал по поводу питерских солдат, занимающихся проституцией. Больше я ему не верю. Своей позицией он и его единомышленники сильно скомпрометировали себя и, полагаю, не только в моих глазах. Все, что им останется вскоре - уголок "Наши маргиналы" там, куда и так десятимильными шагами движется вся политическая борьба в России - в паноптикуме.
2. Отдельно нужно сказать о тех, кто сводит счеты не с нынешней кремлевской властью, а с Советским Союзом. Тут где-то (не по национальности, не по месту жительства и не по политическим убеждениям) проходит некий разлом, делящий жж-аудиторию на две неравные (сперва написал "нервные", что тоже не лишено смысла) части. Тех, для кого "война", "победа", "память" не пустые слова, кто считает, что
никому нельзя отдавать своих - своих живых и даже своих мертвых. Известных или безвестных солдат-победителей и других, которые готовы абстрагироваться от реальности и представить события 60-летней давности, как "где-то в далекой-далекой Галактике могущественные военные союзы Чунга и Чанга вели борьбу за планету Чух". Тут, естественно, возникает множество прелюбопытных вопросов. А что бы было, если бы не победила Чунга? А что бы случилось,
если бы Чанга не дошла до Перми? И, наконец, если бы у бабушки были яйца, смогла бы она заниматься синхронным плаванием?
Вопросы безусловно интересные, кабы они не были замешаны на боли и крови. Кабы под лопаткой моего деда не сидели осколки, я бы с удовольствием обсуждал возможные сценарии действий Чунги и беспроигрышные стратегии Чанги. Да, что там, я бы сам охотно спрашивал любого встречного: "А что бы с Вами было, если бы ваших дедушек и бабушек сожгли в Освенциме? На планете Чанга, разумеется."
У той войны было всего две стороны. Ангелов не было ни на одной. Те, кто приводит в пример "советским варварам" американцев и англичан, забывают о Хиросиме и о Дрездене. Даже не забывают, наверное, не хотят знать. Их "история" кастрирована столь же тупо, что и история советских учебников. Советский режим преступен, поэтому на нем висят все собаки, которых удалось отловить за 60 лет реваншистской историографии.
Я не идеализирую советский строй. Он действительно повинен во многих преступлениях. И перед собственными гражданами, и перед населением других стран. И перед эстонцами, в частности. Но:
Третьей стороны в той войне не было. И пост "незаинтересованного наблюдателя" по-прежнему вакантен. Те, кто не за нас, те за них. Можно этого не понимать или, скорее, делать вид, что не понимаешь. Но тогда приходится деликатно зажимать нос, стоя в одном строю с авторами пассажей
типа:
Тогда, в 1941 году, «победители», чьи потомки буянили давеча на улицах города, безжалостно покинули Таллин, отдав его немцам, оставив совершенно разграбленный и горящий город. Через четыре года они вернулись, предали земле чертову дюжину гробов в центре города и воздвигли монумент какому-то неизвестному солдату. Они даже не знают, а всего лишь предполагают, кого же они там похоронили.
Полсотни лет вокруг памятника устраивали комедии, чтили память неизвестных захороненных и даже ставили несчастных подростков в пилотках с ружьями охранять весь этот балаган. Газопровод, который десятилетиями отапливал воздух, и впоследствии еще зажигали по заказу престарелых ветеранов. Эти старички и ходили туда погреться после майских праздников, выпить водочки да иногда немного поплясать.
3. И несколько ответов на "часто задаваемые вопросы".
Q: Беспорядки в Эстонии инспирированы Кремлем. Зачем вы верите российской пропаганде?
A: Безусловно, возможно всякое. Могу лишь сказать, что сам я, находясь в Таллинне, вышел бы защищать памятник абсолютно по своей воле. Не вижу причин, почему другие люди не могут думать так же.
Российской пропаганде я не верю, я ее вообще не читаю. Я верю моим друзьям по ЖЖ:
_ea_,
seann,
martik,
egmg,
arthemida и многим другим. Их я знаю давно и доверяю им значительно больше, чем любым сми.
Также по их ссылкам я читаю свидетелей событий, к примеру:
1,
2,
3,
4,
5,
6. С самых разных точек зрения. Некоторые из них заметно предвзяты, но общую картину это создает.
Q: Зачем вы оправдываете погромщиков?
A: Я их нисколько не оправдываю, но погромы явились следствием действий полиции. Слезоточивый газ, дубинки, светошумовые гранаты. В правовом демократическом государстве люди имеют право на волеизъявление, и полиции достаточно было пропустить их к памятнику, чтобы избежать беспорядков.
Q: Где стоит памятник и стоит ли вообще - внутреннее дело эстонского государства. Какое вам до этого дело?
A: Тут есть два аспекта. Во-первых, в самой Эстонии, мягко говоря, не было единодушия по поводу сноса памятника. Мнение большой части населения правительством было просто проигнорировано. Что наводит на печальные мысли по поводу эстонской демократии.
Во-вторых, как метко подметила
ella_p, "в Эстонии нет табу на нацизм". Действительно, откуда взяться табу? Со своими евреями, к примеру, в Эстонии разобрались быстрее всех, еще до начала Ваннзейской конференции. Большинство арестовали по доносу соседей или силами ребят из местной самообороны (современные историки, которым надо хоть как-то выгораживать эстонцев, на полном серьезе пишут: "Местное население доносило на евреев, но не догадывалось, что с ними произойдет") К декабрю расстреляли всех. Чуть меньше тысячи. В-основном, больных и старых, и поэтому не успевших уйти с советской армией.
Потом, правда, завезли новых. В лагеря. Лагеря охраняли, в-основном, эстонцы. Они же участвовали в расстрелах. Считается, что всего на территории Эстонии погибло до 20 тысяч евреев. Советских военнопленных наверняка еще больше. Прибавьте к этому участие в айнзацкомандах за территорией Эстонии. Прибавьте бригаду, позже дивизию Ваффен-СС. Откуда ж взяться табу. Были, конечно, и эстонцы, сражавшиеся против фашизма. Только их после 91-го деградировали до "пособников захватчиков". Это о них теперь пишут, что их праздник похож на "странную клоунаду, в которой участвовали женщины с бородой или танцующие медведи, увешанные экзотическими бубенцами".
Так вот, как бы ни прятали глаза и не юлили эстонские политики, снос памятника есть вполне осознанная символическая победа нацизма (который в современной Эстонии считается "меньшим злом") над Советским Союзом.
Q: Останки солдат всего лишь перенесли и захоронили на кладбище. В чем проблема?
A: См. вторую часть предыдущего ответа.
Q: Советский Союз оккупировал Эстонию, поэтому разницы между фашистами и коммунистами для эстонца нет.
A: Во-первых, мне кажется, что разница есть. Создается впечатление, что нацист милее. Что, вообще говоря, прямое следствие победы реваншизма в одной отдельно взятой стране. Ведь на самом-то деле, у Гитлера не было никаких планов сохранения эстонской национальности, языка или самосознания. 50% избранных должны были быть онемечены, остальные депортированы. Освободившиеся места должны были быть заняты немецкими колонистами. План был рассчитан на 25 лет, так что через 45 восстанавливать государственность было бы просто некому.
Q: Да вы в своем глазу бревен не видите. Сколько заброшенных памятников и захоронений на территории России? А случай в Химках?
A: Проблема действительно есть. Безусловно, о случаях осквернения или переноса могил павших солдат в России нельзя молчать. О химкинском деле
drugoi даже проводил специальное расследование. И все же за всеми этими случаями не стоит ничего кроме безалаберности, разгильдяйства или, в худшем случае, шкурного интереса. Демонтаж Бронзового Солдата напротив - акт символический. Поэтому использование аргумента "на себя посмотрите" в данной дискуссии не совсем корректно.
Q: Почему-то до сих пор никто не поинтересовался, кому принадлежит земля, на которой стоял памятник? А ведь это решающий фактор.
A: Более того, до сих пор почему-то никто не поинтересовался, как люди с ампутированным мозгом могут задавать вопросы. А ведь вы, как показывают последние дискуссии, далеко не одиноки.